f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Category:

Обратимость.

«Интерфакс» 14.11.2011
Президент "РЖД" Владимир Якунин вновь поднял вопрос о необходимости обязать «частников» сдавать вагоны РЖД.
 
«Представляется разумным введение нормативных правил, обязывающих частных операторов выделять определенную квоту из парка своих вагонов в интересах управления общесетевым процессом по вывозу грузов" - написал В.Якунин в своём блоге.
В.Якунин выразил недовольство тем, что «порожние вагоны «частников» проезжают мимо низкодоходных грузов», а независимые операторы «не заботятся о целесообразности с точки зрения грузоотправителей и перевозчика».
 
Полный текст сообщения "Интерфакса" - под катом.
 
Якунин вновь поднял вопрос о необходимости обязать «частников» сдавать вагоны РЖД
 
Президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Владимир Якунин вновь поднял вопрос о необходимости обязать частных операторов передавать их вагоны перевозчику.
«Представляется разумным введение нормативных правил, обязывающих частных операторов выделять определенную квоту из парка своих вагонов в интересах управления общесетевым процессом по вывозу грузов. Установить также формулу расчета тарифа при аренде вагона перевозчиком с рынка. В этом направлении мы и будем идти вместе с ответственными участниками рынка ж/д перевозок», – написал глава РЖД в субботу в своем блоге.
В.Якунин мотивирует это необходимостью консолидировать под управлением РЖД 250 тыс. вагонов, считая такие предложения разумными. «Именно столько нужно, чтобы компенсировать потребности рынка и ликвидировать дефицит», – отметил он.
В связи с этим В.Якунин выразил недовольство тем, что «порожние вагоны «частников» проезжают мимо низкодоходных грузов», а независимые операторы «не заботятся о целесообразности с точки зрения грузоотправителей и перевозчика».
В октябре уже звучали предложения обязать независимых операторов передавать РЖД часть своих полувагонов под предлогом улучшения управляемости ж/д сетью. Федеральная служба по тарифам (ФСТ) РФ даже подготовила проект правительственного постановления, в котором было прописано, что, помимо «дочек» РЖД – ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК) и ОАО «Вторая грузовая компания» (ВГК), «частники» должны сдавать в аренду перевозчику до 40% вагонов такого типа. При этом источники «Интерфакса» в ряде ведомств утверждали, что эту идею лоббировали именно РЖД.
Перевозчик, как планировала ФСТ, привлекал бы состав по ценам в рамках «тарифного коридора», который основывался бы на базовой ставке аренды вагонов у «дочек» перевозчика и предоставления их грузоотправителям (сейчас это примерно 954 рубля). Диапазон ставок, по словам вице-президента РЖД Салмана Бабаева, варьировался бы в диапазоне от минус 30% до плюс 10% от этой базовой ставки (фактически нижняя граница «тарифного коридора» будет на 1-2% ниже уровня гостарифов).
Однако это решение было быстро отыграно назад после публикаций об этом в прессе. «Мы поменяли этот пункт. Там написано: предоставить право РЖД привлекать с рынка подвижной состав», – говорил С.Бабаев. При этом он отмечал, что в отношениях с частными операторами может также использоваться тарифный коридор «минус 30 – плюс 10», эти правила неплохо было бы распространить и на другие типы вагонов (крытых вагонов и платформ). С.Бабаев также мотивировал идею привлекать вагоны «частников» выбытием из «обезличенного парка», который предоставляется всем грузоотправителями, вагонов ПГК, приватизированной в октябре.
Идея привлекать вагоны «частников» фактически идет вразрез с октябрьским поручением вице-премьера РФ Сергея Иванова, которое предписывает перевозчику до 1 ноября взять в аренду полувагоны ПГК (до момента ее продажи) и ВГК. При этом перевозчик должен предоставлять эти полувагоны грузоотправителям по гостарифам (позднее допускается переход к схеме того же «тарифного коридора», который предписано разработать ФСТ). При этом в министерстве экономического развития РФ настаивали на том, что 135 тыс. полувагонов ВГК вполне хватило бы перевозчику для удовлетворения потребностей экономики.
Фактически к 1 ноября это поручение «Российские железные дороги» не выполнили. С.Бабаев говорил, что завершить перевод вагонов в аренду перевозчик сможет только к декабрю. Примерно к этому же времени ФСТ, по заявлению ее главы Сергея Новикова, планирует утвердить «тарифный коридор» (источники в РЖД говорят, что компании хотелось бы сразу предоставлять вагоны по нерегулируемым тарифам).
В то же время, глава РЖД в субботу заявил в блоге о нецелесообразности возвращения подвижного состава перевозчику, как это было до создания ПГК. «В одну и ту же воду, как известно, войти невозможно, да и смысла в этом нет, так как частный капитал все-таки инвестировал огромные деньги в приобретение вагонов», – пишет он.
При этом В.Якунин считает, что обсуждение «муссируемых в прессе проблем» «нередко инициируют люди, либо не разбирающиеся в проблеме, либо преследующие чисто популистские цели». «Информация представляется в довольно искаженном виде, что вводит в заблуждение и общественность, и власти страны», – пишет топ-менеджер.
В числе источников дезинформации В.Якунин упомянул руководителя Торгово-промышленной палаты Ставропольского края Андрея Мургу, который на встрече с президентом РФ Дмитрием Медведевым «запустил недостоверную информацию о провале вывоза 6 млн тонн зерна». «Естественно, глава государства отреагировал резко – последовали серьезные указания и в адрес министерства транспорта РФ и РЖД. На следующий день пришло официальное письмо от правительства края, что при всех естественных в пик перевозок сложностях зерно вывозится и работа идет в штатном режиме», – написал топ-менеджер.
Ссылаясь на экспертов, с которыми согласен и первый зампред правительства Виктор Зубков, В.Якунин заявляет, что «проблему вывоза зерна следует рассматривать в контексте недостатка зерновых элеваторов, мощных зерновых терминалов в российских портах и нежелания зерновых трейдеров инвестировать свои деньги в эти объекты». «За последние 20 лет в России не было построено ни одного зернового терминала, за исключением Новороссийского порта. В этих условиях оптовые экспортеры зерна организовывают перегрузку в суда прямо «с колес», то есть дефицитные вагоны, по сути, превращаются в элеваторы на колесах», – отмечает глава РЖД. При этом В.Якунин не затрагивает тему ажиотажного спроса на вагоны-зернвозы после отмены зернового эмбарго минувшим летом.
«Ранее я объяснялся перед председателем правительства по схожей ситуации с жалобой от одного агрария на проблемы с вывозом сельхозпродукции и угля. Оперативное совещание, проведенное с руководителями пяти сибирских регионов и всеми заинтересованными сторонами, констатировало объективное состояние дел. А именно то, что имеет место дезорганизация управления движением, и что возникла она в силу недоработанности нормативной базы, регулирующей взаимоотношения перевозчика, частных владельцев вагонов и грузоотправителей. В результате на сети сложился искусственный дефицит подвижного состава, однако никакого коллапса с вывозом сельхозпродукции и угля в регионах не было», – считает В.Якунин.
Хроническое недоинвестирование в развитие ж/д инфраструктуры привело к возникновению 6 тыс. км участков с просроченными сроками ремонта, износу тягового подвижного состава и другим последствиям, негативно влияющим на пропускные способности железных дорог, также отмечает топ-менеджер.
Tags: РЖД, Реформа железных дорог, Управление вагонными парками
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments