f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Category:

Мой комментарий в Ведомостях (в статье "Операторы выступили против «обезличивания» парка вагонов")

     В сегодняшних "Ведомостях" (24.09.2021 г.) статья К.Потаевой и А.Филатова "Операторы выступили против «обезличивания» парка вагонов" (полный текст статьи доступен также на сайте СОЖТ).
     В статье есть мой небольшой комментарий.
     "Эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Фарид Хусаинов сказал «Ведомостям», что в письме Кочукова предлагается набор уже неоднократно изученных и проверенных на практике в прошлые годы идей, по которым есть общее понимание, что именно эти идеи были источником крайней неэффективности. Он добавил, что, согласно оценке реформ, весь рост грузооборота на железных дорогах (с 2000 по 2020 г. на 85%) не мог бы быть освоен без роста парка вагонов. В 2000–2002 гг., по словам Хусаинова, угольщики, металлурги и другие отрасли постоянно жаловались на нехватку вагонов под погрузку (при парке РФ в 800 000 единиц). Теперь при парке 1,2 млн единиц проблема нехватки может быть локальной, но не такой всеобщей, как при централизованном управлении парком, говорит эксперт.
Цена услуг операторов в отличие от регулируемых тарифов РЖД формируется «исключительно на рыночных принципах» и в условиях жесткой конкуренции операторов снижается при падении спроса и повышается при его повышении, отмечается в письме СОЖТ.
Хусаинов напоминает, что попытки управлять централизованно пулом частных вагонов делались РЖД в 2011–2014 гг., но все они приводили к негативным последствиям для грузовладельцев – резко возрастал дефицит вагонов, ухудшалось качество обслуживания, снижалась скорость доставки грузов и т. д. Источник «Ведомостей» на операторском рынке добавил, что возврат к обезличенному парку ограничит конкуренцию на рынке операторских услуг, приведет к увеличению транспортных затрат для потребителя, снижению доступности парка (так как решение о подаче вагона будет принимать РЖД)".

*     *     *
     Поскольку при публикации статьи в СМИ обычно используется только фрагмент того комментария, который  пишется для издания спикером, ниже, под катом приведу полный текст моего комментария.

Письмо это производит довольно странное впечатление, оно содержит ряд устойчивых заблуждений, которые за последние пять-десять лет давно обсуждены научным сообществом и отброшены как теплород или флогистон.
Поэтому довольно трудно всерьёз комментировать эти аргументы. Ещё труднее предполагать, что они могут быть хоть сколько-нибудь убедительны для квалифицированной аудитории.
Поэтому, не вдаваясь в теоретические дискуссии просто напомню, что попытки управлять централизованно пулом вагонов неоднократно делались ОАО "РЖД" в 2011-2014 гг., но все они приводили к негативным последствиям для грузовладельцев: резко возрастал технологический дефицит вагонов и ухудшалось качество транспортного обслуживания, снижалась скорость доставки грузов, участковая и техническая скорости, резко возросла доля отправок, доставляемых с просрочкой и т.д. Даже тогдашний президент ОАО "РЖД" В.И. Якунин признал (в интервью газете "Гудок"), что эти идеи неработоспособны и наносят слишком сильный ущерб для грузоотправителей и промышленных предприятий, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.
Причины неудачи идеи пула вагонов в своё время были подробно разобраны в отраслевой научной литературе, как с практической, так и с концептуальной точек зрения. Таким образом, ошибочность предлагаемых идей показана как на теоретическом уровне, так и на практическом.
В целом, в письме предлагается набор идей уже неоднократно изученных и проверенных на практике в прошлые годы, по которым есть общее понимание, что именно эти идеи были источником крайней неэффективности.
По поводу оценки проводимых реформ (стартовавших в 2002-2003 гг.) по демонополизации и развитию конкуренции в сфере оперирования грузовыми вагонами отмечу лишь один момент.
Весь тот рост грузооборота, который происходил на железнодорожном транспорте (рост с 2000 года по 2020 г на 85%, см. рис.  не мог бы быть освоен без соответствующего роста парка грузовых вагонов. Если в 2000-2002 гг. предприятия угольной, металлургической, строительной и других отраслей постоянно жаловались на катастрофическую нехватку вагонов под погрузку (при парке РФ в 800 тыс. единиц), то теперь, при парке 1,2 млн. единиц проблема нехватки может быть локальной, но не такой всеобщей и массовой как при МПС и централизованном управлении парком вагонов.
Фарид Хусаинов, к.э.н., доцент РУТ (МИИТ), эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ
Tags: Операторы, РЖД, Реформа железных дорог
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment