f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Category:

Мой комментарий в "Гудке" 22.09.2021 г. (в статье "Cтавки аренды ПС достигли максимума")

     На сайте газеты "Гудок" 22.09.2021 г. опубликована статья Арины Белан "Cтавки аренды подвижного состава достигли максимума".
     В статье есть мой небольшой комментарий.
    «В этой связи, можно предположить, что восстановление ставок пока не закончилось и рост будет продолжаться до тех пор, пока её уровень не вернётся к значениям 2019 года, на этом он остановится, - прокомментировал «Гудку» доцент РУТ (МИИТ) Фарид Хусаинов, - Темп роста ставки будет отчасти сдерживаться увеличением количества вагонов, выведенных из отстоя и вовлекаемых в оборот, что наряду с производством новых вагонов будет поддерживать необходимый уровень профицита подвижного состава».

     Поскольку в СМИ из комментария обычно выбирается небольшой фрагмент, приведу здесь под катом полный текст комментария.

     Говоря о динамике ставок аренды грузовых вагонов, необходимо разделять краткосрочные колебания и долгосрочные тенденции.
В краткосрочном периоде можно отметить, что уже начиная с апреля-мая ставки аренды на многие рода подвижного состава начали увеличиваться и особенно эта тенденция стала явной в летние месяцы (июнь-август) и продолжилась в сентябре. В первую очередь это касается полувагонов. Так, по данным издания «Промышленные грузы», которое агрегирует ставки аренды по рынку, ставка аренды полувагона в августе была в 1,5 раза выше, чем в апреле-мае. Рост произошёл - хотя и различный по величине и по динамике – и по другим родам подвижного состава, включая и фитинговые платформы (что естественно учитывая какими темпами роста увеличиваются контейнерные перевозки). (см. рис.2 из этого поста)
     При этом, уровень ставок пока не вернулся к докризисному («допандемийному») уровню и ставки по всем родам подвижного состава – (полувагонам, крытым, платформам, фитинговым платформам, цистернам) остаются ниже уровня 2019 года.
     В этой связи, можно предположить, что восстановление ставок пока не закончилось и рост будет продолжаться.
     Вероятно, что во второй половине 2021 года средняя суточная ставка аренды полувагона достигнет 1200 руб. (а для спотовых отправок этот уровень в отдельных сегментах достигнут и превышен уже сегодня), а средний показатель по итогам года будет в диапазоне между 1050 и 1150 руб. Тенденция к росту поддерживается целым рядом факторов, из которых самыми важными являются увеличение грузовой базы и рост стоимости содержания вагонов.
     Погрузка грузов по сети РЖД по итогам 2021 года ожидается на уровне 103,3% к предыдущему году (прогноз ЦФТО РЖД), а рост грузовой базы (и, в первую очередь, рост погрузки каменного угля), очевидно, приведет к росту спроса на погрузочный ресурс, что будет оказывать повышательное давление на ставки аренды и ставки предоставления вагонов.
Второй фактор – динамика расходов на содержание вагонов (на ремонт и на комплектующие). Рост цен на крупное вагонное литье связан с дефицитом колес из-за закрытия российского рынка для производителей с Украины, а также с общим повышением цен на металлы, рост цен на услуги вагоноремонтных предприятий связан с общим оживлением этого рынка после долгой пандемийной депрессии. Эти факторы будут увеличивать стоимость содержания вагонного парка, а это, в свою очередь, будет оказывать повышательное давление на ставку оперирования и ставку аренды вагона.
     С другой стороны, необходимо отметить, что темп роста ставки, вероятно, будет отчасти сдерживаться увеличением количества вагонов, выведенных из отстоя и вовлекаемых в оборот, что (наряду с производством новых вагонов) будет поддерживать необходимый уровень профицита подвижного состава. Дело в том, что часть вагонов во время «коронокризиса» были не задействованы в перевозочном процессе, и с целью экономии плановые ремонты подобных вагонов были отложены, а сами вагоны стали источником запасных деталей для работающих вагонов.
     Когда, начиная с марта, и, особенно, в мае-июле начался рост грузовой базы, восстановление уровня погрузки грузов, часть грузоотправителей столкнулась с нехваткой подвижного состава, этот дефицит толкнул вверх ставку, а это, в свою очередь, подталкивает собственников вагонов и операторов постепенно начать выводить эти вагоны на рынок. Одновременно вывести на рынок 20–25 тыс. ед. трудно, поэтому дефицит будет исчезать не разово, а на протяжении нескольких месяцев по мере вывода вагонов после прохождения ими соответствующих отложенных видов ремонта и покупки необходимых узлов и деталей.
     Вероятно, восстановление ставки продолжится до тех пор, пока её уровень не вернётся к значениям 2019 г. и на этом остановится. Во всяком случае, вероятно, что в 2021 и большей части 2022 г. пик 2019 г. превышен не будет.
     А вот что касается динамики ставок в долгосрочной перспективе, здесь ситуация более неопределённая, поскольку есть две группы факторов, оказывающих разнонаправленное влияние. С одной стороны, если в 2021 г. будет списано примерно 10 тыс. вагонов, то в 2022 г. эта цифра превысит 19 тыс. вагонов, а в 2023 г. – 24 тыс. вагонов. Списание вагонов, при прочих равных, снижает профицит и оказывает повышательное давление на ставки. С другой стороны, большое списание может повлечь увеличение спроса на вагоны, которое (в случае роста грузовой базы) может привести к тому, что производство вагонов через какое-то время превысит списание и тот циклический процесс, который мы наблюдали ранее (см. рис. 1 из этого поста) повторится – ставки достигнув пика, вновь начнут снижаться.
Tags: Гудок, Железнодорожные тарифы, Операторы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments