f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Category:

ОАО РЖД разрешило в тестовом режиме возобновить перевозки контейнеров в полувагонах

     Иногда конкуренция, даже в каком-то небольшом сегменте, с трудом пробивает себе дорогу.
     "Ведомости" от 11.08.2021 г. пишут: "РЖД разрешила Дальневосточной железной дороге (ДВЖД) (...)до конца 2021 г. вести тестовые перевозки груженых контейнеров в универсальных полувагонах. (...) Их [контейнеров] транспортировка в полувагонах (открытый вагон, наиболее распространенный вид парка) запрещена РЖД еще в 2014 г.
Но в июне 2020 г. экс-президент ассоциации «Русская сталь» (объединяет металлургические компании) Владимир Лисин на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова предложил снова разрешить такие перевозки. Он объяснял, что в России профицит полувагонов (...) и их использование под контейнеры поможет снизить порожний пробег.
Тогда Лисина поддержали другие операторы полувагонов и грузоотправители. В письме гендиректору РЖД Олегу Белозерову они отметили, что разрешение увеличит пропускную способность Восточного полигона (БАМ и Транссиб), усилит конкуренцию на рынке перевозок в контейнерах и уменьшит нагрузку на припортовую инфраструктуру. Но операторы фитинговых платформ, прежде всего «Трансконтейнер» и Fesco, выступили против, заявив, что это вызовет профицит платформ, снизит оборачиваемость контейнеров в портах и приведет к повреждениям контейнеров и грузов. Разрешения тогда дано не было. Но в декабре 2020 г. РСПП опять просил Белоусова вернуться к вопросу. А в апреле 2021 г. президент Владимир Путин в ходе встречи с Белозеровым интересовался, можно ли возить контейнеры в полувагонах для их загрузки в условиях профицита (...) Владельцы фитинговых платформ ожидаемо негативно отнеслись к угрозе конкуренции с полувагонами. (...) Представитель «Новотранса» (крупный оператор полувагонов) говорит, что перевозка контейнеров в полувагонах позитивно отразится на всех участниках перевозочного процесса. Операторы полувагонов смогут снизить ставки на предоставление вагонов за счет уменьшения тарифа на порожний пробег. «Считаем целесообразным подобное решение распространить и на станции других портовых дорог, в частности Октябрьской и Северо-Кавказской», – добавил он
". (статья К.Потаевой "РЖД обострила конкуренцию среди операторов")

     Справочно: до 2014 г. перевозки контейнеров в полувагонах были разрешены и составляли в разные годы до 4-5% всех перевозок контейнеров. С 2014 г. телеграммой вице-президента РЖД С.Бабаева такие перевозки были запрещены, в т.ч. с целью поддержать "дочку" РЖД (на тот момент) - компанию "Трансконтейнер". После того как "Трансконтейнер" был продан вновь стали обсуждать возможность снять эту искусственную "защиту от конкурентов" с этого сегмента рынка, что бы сам грузоотправитель (грузовладелец) мог выбирать способ перевозки контейнера (для многих малых грузоотправителей, расположенных на станциях, где нет контейнерных терминалов отсутствие такой возможности было проблемой). Перевозки контейнеров в полувагонах в 2014 г. были запрещены только по России. Подобные перевозки на экспорт (СМГС) и в транзитном сообщении, а так же в сопредельных странах - осуществляются и не запрещены.
     Дискуссия о возобновлении таких перевозок шла весь прошлый (2020-й) год и в какой-то момент затихла. Многие наблюдатели даже решили, что сторонники защиты этого сегмента от конкуренции победили и РЖД спустит эту тему "на тормозах", постепенно заболтает и постепенно все об этом забудут. Но вот на этот раз- тот редкий случай, когда вместо обычной стратегии "давайте везде закрутим гайки, что бы мышь не пробежала", пробивает себе дорогу идея, что может быть грузоотправители (и владельцы полувагонов) сами разберутся - есть потребность в таких перевозках и экономический смысл их осуществлять, или нет. Впрочем, это пока лишь перевозка в тестовом режиме, никто не предскажет- что будет дальше- будет ли в этом сегменте конкуренция или сторонники защиты сумеют закатать всё в асфальт и здесь тоже. Позиция РЖД, насколько я понимаю, противоречива. С одной стороны РЖД нужен спрос на перевозки и если есть грузоотправители, которые готовы везти груз таким образом, нужно дать им возможность удовлетворить эту потребность, с другой стороны, по некоторым данным, с точки зрения тарифа РЖД не очень-то выигрывает (в совокупности, с учётом порожних возвратов) от перевозки конт. в полувагонах на большие расстояния. С третьей- может на большие расстояние эти перевозки и не будут осуществляться, а займут сегмент межобластных перевозок контейнеров малыми партиями (там, где нет контейнерных поездов) и на малых станциях (а это ещё и улучшит жизнь малого и среднего бизнеса в малых промышленных центрах). Так что решение это ещё не окончательное.

P.S. Журнал "РЖД-Партнёр" перепечатал этот мой комментарий у себя на сайте.
P.S.2 В материале сайта vgudok.com цитируется этот пост.
Tags: Транспортный рынок, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment