f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Погрузка зерна по сети РЖД в январе-июне 2021 г

     Важным грузом для общей погрузки по железным дорогам (не по абсолютному объёму, но по приросту в текущем году) является зерно.
     Погрузка зерна в первом полугодии 2021 г. составила 12,3 млн тонн, что выше на 15,0 % (или на 1,6 млн тонн) уровня первого полугодия 2020 г. и на 34,4% (на 3,1 млн тонн) выше уровня первого полугодия 2019 г.
     Рост погрузки зерна связан с тем, что в 2020 году в России собрали 133,5 млн тонн зерновых (по данным Росстата). По сравнению с 2019 годом урожай зерна в России в прошлом году вырос на 10,1%, пшеницы - на 15,4%. Это стало вторым по величине в истории страны результатом после рекордного урожая 2017-го.




     Кроме того, необходимо отметить, что перевозки зерна на экспорт растут более высокими темпами, чем внутренние перевозки (+17,6 % прирост на экспорт против +12,0 % прироста во внутригосударственном сообщении по итогам первого полугодия 2021 г).

                                                                                                                                                   Таблица
                                            Погрузка зерна по сети РЖД в первом полугодии 2021 г.


     Несмотря на принятые меры по некоторому сдерживанию экспорта зерна, по итогам первого полугодия 2021 г. доля экспорта составила 54,5% против 53,4% по итогам первого полугодия прошлого года. Подобный рост  связан с тем, что в январе-феврале 2021 г., в ожидании введения экспортных пошлин, погрузка на экспорт росла рекордными темпами. Соответственно, и общая погрузка по отношению к уровню прошлого года выросла на 74% в январе и на 35% в феврале.
     Отметим, что рост экспортных перевозок имел место за счет удаленных от портов регионов Центра и Поволжья, где был собран рекордный урожай, а не за счет южных, где имело место существенное снижение валового сбора.
     Помимо вышеуказанных, есть ещё один фактор, который необходимо отметить. Многие грузоотправители отмечают, что происходит переключение перевозок зерна с автомобильного на железнодорожный транспорт. Это связано с тем, что с апреля введены ограничения по весу для автомобильных перевозчиков. В основном переключение с автомобильного транспорта на железнодорожный наблюдается при внутрироссийских перевозках зерна на не очень большие расстояния. Так, при перевозках на расстояния до 400 км, перевозки зерна возросли в 1,2 раза.
     Сделаем оговорку, что в настоящем посте приведены данные о погрузке зерна без учёта того объёма, который был перевезён в контейнерах; подобные перевозки сейчас осуществляются, по итогам первого полугодия 2021 г. было перевезено 15 тыс. TEU с зерном, это в четыре раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, но пока это слишком маленькая величина - примерно 0,67% от общего количества перевезённых TEU (15 тыс. из 2220 тыс TEU).
Tags: Заметки, Транспортный рынок
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment