f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Погрузка нефтеналивных грузов по сети РЖД в январе-июне 2021 г

     Поскольку номенклатурная группа груза "нефть и нефтепродкуты" (в просторечии- налив) является вторым, после угля, по важности грузом с точки зрения объёма погрузки и грузооборота (а с точки зрения доходов от перевозки- даже первым), есть смысл написать пару абзпцев и об этом грузе, в развитие поста об итогах погрузки за первое полугодие по сети РЖД.

     Погрузка нефти и нефтепродуктов в 1 полугодии 2021 года составила 106,6 млн тонн, что ниже показателя аналогичного периода предыдущего года на 0,4 % или на 0,4 млн. тонн. По отношению к показателю первого полугодия доковидного 2019 года погрузка составляет 92,6 % (то есть снижение составляет 8,4 млн. тонн). Несмотря на рост погрузки нефти и нефтепродуктов в мае и в июне (+9,8% и +10,2% к соответствующим месяцам прошлого года), снижение погрузки, произошедшее в первом квартале полностью не компенсировано.



     Как видно из диаграммы, снижение погрузки наблюдалось как в 2021 по отношению к 2020, так и в соответствующие периоды годом ранее.
     Снижение объёмов перевозок коррелирует со снижением объёмов добычи, публикуемых Росстатом (добыча нефти и природного газа), которая в первом полугодии 2020 снизилась к первому полугодию 2019 на 4,9 %, а за 6 мес. 2021 снизилась к 6 месяцам 2020 на 2,4% , а нефть без учёта газа снизилась на 3,6%. (Впрочем, динамика производства нефтепродуктов в 1 полугодии 2021 г. была разнонаправленной. Например, производство топлива дизельного снизилось на 0,8%, а бензина автомобильного выросло на 7,6% и т.д.) Снижение добычи нефти связано с обязательствами России в рамках договора с ОПЕК+.
     Кроме того, вклад в снижение погрузки на железнодорожный транспорт (особенно во втором квартале) внесло то, что отгрузка нефтепроводами также увеличивалась. Так, за январь-май 2021 г. объём прокачки по трубопроводам вырос на 2,8% (хотя по итогам 1 квартала этот показатель демонстрировал снижение относительно 1 квартала предыдущего года) и часть этих объёмов могла – теоретически – быть привлечённой на железнодорожный транспорт. (Данные о работе всех видов транспорта за полугодие пока Росстатом не опубликованы, поэтому пользуемся данными по трубопроводному транспорту за за 5 месяцев).
                                                                                                                                                      Таблица 1
                    Погрузка нефти и нефтепродуктов по сети РЖД в 1 полугодии 2021 г.


     Впрочем, здесь необходимо сделать оговорку, что всё вышесказанное имеет отношение лишь к абсолютным значениям. Если учесть, что добыча и погрузка, помимо этого, зависит от количества дней в периоде, и пересчитать погрузку в среднесуточные показатели, то снижения в 2021 г. по отношению к 2020 г. не будет. Вместо снижения на 0,4% будет рост на 0,1%. Поэтому, можно считать, что погрузка нефти и нефтепродуктов в 2021 г. не отличается от погрузки в 2020 г., хотя это и не отменяет общего понижательного тренда на горизонте последних 6-7 лет.

     Как погрузка нефти и нефтепродуктов распределилась по отдельным грузам и их динамику, демонстрирует табл.2 (итоговые цифры табл 2 чуть-чуть не совпадают с итоговыми цифрами табл 1, поскольку взяты из немного разных источников но в целом цифры почти одинаковы).

                                                                                                                              Таблица 2
                                                    Погрузка нефти и нефтепродуктов

Tags: Заметки, Транспортный рынок
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments