f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Category:

Обзор СОЖТ "Железные дороги в мире"

     На сайте СОЖТ опубликован Обзор "Железные дороги в мире".
     Он содержит материалы посвящённые темам, которые наиболее активно обсуждаются в мировых транспортных СМИ в последнее время.



     В первом разделе обзора «Реформы на железных дорогах мира» приводятся две публикации, посвящённые изменению организации работы железнодорожной отрасли в Великобритании. В условиях пандемии коронавируса Covid-19, железнодорожный транспорт столкнулся с целым рядом вызовов, которые заставили британских регуляторов предложить новую модель работы железных дорог. При этом новая модель, как подчёркивается британскими регуляторами и представителями отрасли, должна, с одной стороны, сохранить такие важные элементы системы, как частная собственность (на вагоны и локомотивы), конкуренцию между перевозчиками (операторами поездов), а с другой стороны, быть защищённой от рисков спада объёма перевозок с помощью различных механизмов контрактного типа между компаниями-железнодорожными перевозчиками, собственником железнодорожной инфраструктуры и государством.
     В этом же разделе приводятся три публикации посвящённые вопросам реформирования "Укрзализныци". Полагаем, что эти материалы будут интересны российскому транспортному сообществу, поскольку во-первых, Украина по многим экономическим и институциональным параметрам близкая к России страна, и, в то же время, в Украине идёт активная дискуссия о дальнейших путях реформирования железных дорог.
     Одну из этих публикаций следует выделить из общего ряда – это резюме доклада одного из самых известных в мире экспертов по структурным реформам и антимонопольной политике в области железнодорожного транспорта Рассела Питтмана «Реформировать и оживить Укрзализныцю». Формально доклад посвящён выбору пути развития железных дорог Украины, но, помимо этого, в материале содержится интересный анализ реформ отрасли в странах Латинской Америки, в частности, реформ на железных дорогах Мексики, которой удалось выстроить такую модель организации отрасли, в которой присутствует конкуренция между железнодорожными компаниями и при этом, активно привлекаются частные инвестиции.
     Второй раздел обзора «Государственное регулирование и экономика» посвящён вопросам, которые вышли на первый план в условиях пандемии коронавируса, но и до этих событий активно обсуждались в транспортной прессе. Это вопросы, связанные с проблемами государственного субсидирования в транспортной отрасли. В частности, это любопытная новость о том, как частные перевозчики в Германии протестуют против того, что субсидии во время кризиса должна получить государственная компания Deutsche Bahn, что, по мнению немецких транспортников, нарушает равноправие участников рынка. Кроме того, интересной представляется статья, посвящённая «инфраструктурному плану Д.Байдена».
     В разделе «Пассажирские перевозки» приводятся материалы посвящённые особенностям пассажирских перевозок в мире и прогнозам, согласно которым, после пандемии в мире вырастет популярность железных дорог по сравнению с авиацией. Сегодня трудно сказать насколько этот прогноз окажется верен, но составители решили, что знакомство с такими прогнозами будет небезынтересно читателям настоящего обзора. В этом же разделе опубликованы материалы, посвящённые работе пассажирской железнодорожной компании Amtrak (США), которой пришлось сократить во время кризиса более 2 тыс. рабочих мест, несмотря на то, что пассажирские перевозки в США получают субсидирование от государства (в отличие от грузовых перевозок).
     Завершается обзор разделом «Аналитические доклады», который стоит особняком от остальных материалов. Если материалы остальных разделов представляют собой публикации «на злобу дня» и посвящены текущим вопросам функционирования железных дорог в мире, то в этом разделе публикуются материалы, содержащие долгосрочный взгляд и анализ долгосрочных тенденций отрасли.
     Первый из материалов раздела посвящён эволюции железных дорог США с момента создания до нынешнего времени и представляет собой перевод доклада Ассоциации американских железных дорог (AAR). Авторы доклада отмечают, что именно благодаря либерализации железных дорог после Акта Стаггерса, когда отрасль грузовых железнодорожных перевозок стала функционировать в условиях конкуренции, частной собственности и почти полного отсутствия какой-либо государственной поддержки, американские грузоотправители получили огромный выигрыш за счёт снижения железнодорожных тарифов, повышения качества обслуживания и повышения эффективности работы отрасли по всем направлениям (от роста производительности труда до роста доли рынка). Так, в докладе отмечается, что несмотря на рост тарифов в последнее десятилетие, общий уровень грузовых железнодорожных тарифов остаётся на 45% ниже, чем во времена государственного регулирования железных дорог.
     Второй материал этого раздела представляет собой перевод фрагмента «Отчёта Еврокомиссии по динамике рынка железнодорожных перевозок», посвящённый анализу ситуации с железными дорогами в Европе в 2015-2018 гг., т.е. в период предшествующий пандемии.
     В отчёте отмечается, что либерализация, проведённая в отрасли привела к тому, что в странах ЕС сегодня действуют более тысячи независимых компаний операторов (перевозчиков), владеющих и управляющих подвижным составом (вагонами и локомотивами) и организовывающими движение поездов по инфраструктуре стран ЕС. Так, по состоянию на 2018 г. в 28 странах ЕС действовало 1126 лицензий на операторскую деятельность (в 27 - без Великобритании – 1082 лицензии), при этом наибольшее количество конкурирующих независимых перевозчиков зарегистрировано в Германии (434 компании). В разных странах Европы доля независимых перевозчиков различается, но в целом она растёт все эти годы. Доля независимых частных перевозчиков (со своими вагонами и локомотивами) составила в целом по ЕС 42%. Любопытно, что доля независимых перевозчиков различается в сегменте грузовых перевозок и пассажирских. Если на рынке грузовых перевозок доля независимых операторов (перевозчиков) превышает 40%, то на рынке коммерческих пассажирских перевозок она составляет только 10% и на рынке пассажирских перевозок, оплачиваемых как государственные услуги (социально-значимые перевозки) чуть более 16%.
При этом, независимые частные операторы (перевозчики), конкурирующие с национальной компанией есть во всех странах ЕС, кроме Греции, Ирландии, Литвы и Люксембурга.
     В целом, можно отметить общую черту, характерную для ковидного года. С одной стороны, в связи с тем, что в Европе (в отличие от США и Латинской Америки) железнодорожная отрасль преимущественно ориентирована на пассажирские перевозки, а пассажиропоток радикально снизился, все страны так или иначе пытаются поддержать железнодорожную отрасль бюджетными средствами, т.к. пассажирские перевозки вопринимаются как важная функция государства (а поддерживая железнодорожную инфраструктуру, косвенно поддерживаются и грузовые перевозочные компании). С другой стороны, европейские регуляторы понимают огромную институциональную важность конкуренции и наличия независимых частных компаний для нормального функционирования отрасли и поэтому пытаются так или иначе совместить государственные антикризисные меры с сохранением конкурентной структуры отрасли.

P.S.
Анонс Обзора на сайте журнала "РЖД-Партнёр"
Tags: За рубежом, Реформа железных дорог, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments