f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Category:

Структура расходов грузоотправителей: три источника и три составные части

     Некоторое время назад (вот в этом посте) я упоминал о том, как распределяются расходы грузоотправителя на перевозку по элементам и между участниками организации процесса перевозки- оператором и ОАО "РЖД".
     Более наглядно эти данные на примере рынка перевозок в полувагонах можно увидеть вот из такой диаграммы, взятой из Обзора "Показатели рынка услуг операторов железнодорожного транспорта. 1 квартал 2021 года.", опубликованного на сайте СОЖТ:



     Совокупные платежи грузоотправителя за перевозку груза (в данном случае- в полувагоне) можно представить в виде суммы трёх составляющих: (1) Платежи за перевозку в гружёном рейсе (на графике все платежи приведены в расчёте за 1 тонно-км), (2) Плата за порожний пробег вагона и (3) Плата, которую получает оператор за свои услуги, которую условно иногда называют "ставкой оперирования".
     Первый элемент этой триады представляет собой платёж, который грузоотправитель, как правило, прямо платит ОАО "РЖД". Второй элемент (плата за порожний пробег) как правило платится грузоотправителем оператору вместе с третьим элементом, а уже оператор потом перечисляет  сумму элемента (2) ОАО "РЖД" в качестве тарифа за порожний пробег (например, при подсылке или -наоборот - возврате порожнего вагона). И, наконец элемент (3), который на графике наприсован оранжевым цветом, и является тем, что принято называть суточной доходностью оператора или суточной доходностью оперирования, если его пересчитать за вагон в сутки (на данном графике все показатели приводятся не за вагон в сутки, а в пересчёте на тонно-км).
     Из графика, кстати, становится ясно, что когда грузоотправитель говорит о ставке предоставления вагона, он может иметь в виду как "ставку для грузоотправителя" то есть сумму элементов (2) и (3), а когда оператор говорит о ставке оперирования, он может иметь в виду лишь элемент (3). Поэтому многие издания, рубликующие ставки, что бы не запутать читателей, делают оговорку и пишут "ставка оперирования за вычетом расходов на порожний пробег", что бы подчеркнуть, что имеют в виду именно платежи соответствующие элементу (3), а не сумме элементов (2)+(3).

     Верхняя линия на диаграмме - это доля регулируемого тарифа (то есть того, что регулируется приказами ФАС на основе предложений (тарифной заявки) ОАО "РЖД") в совокупных раходах грузоотправителя. Видно, что "операторская" доля в целом по всем грузам, перевозимым в полувагонах составляет (по данным за февраль-март 2021 г.) менее 20%, а доля, получаемая ОАО "РЖД" и регулируемая составляет чуть больше 80%.
Tags: Железнодорожные тарифы, Операторы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments