f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Вышла новая книга А.Н.Голомолзина "О конкуренции и регулировании"

     Вышла из печати новая книга Анатолия Голомолзина «О конкуренции и регулировании: теория, история, практика, перспективы». А.Н.Голомозин на протяжении двух десятилетий занимал должность заместителя руководителя антимонопольного ведомства (со времён, когда оно ещё называлось МАП), курируя, в том числе и железнодорожную отрасль.
     В книге рассматриваются те вопросы, отрасли и сферы, к регулированию которых автор был причастен на протяжении последних двадцати лет – реформы в области железных дорог, авиации, электроэнергетики, а также вопросы тарифной политики. Впрочем, наряду с прикладными вопросами антимонопольного регулирования, которым посвящены главы с третьей по пятую, в книге некоторое место уделено и общеэкономическим (и даже философским!) основам мировоззрения автора (первая глава) и истории зарождения и развития антитраста в мире (вторая глава).


     Для читателей «РЖД-Партнёра», наибольший интерес представляют, разумеется, параграфы, посвящённые рынку железнодорожных грузовых перевозок – демонополизации в этой области, дерегулированию вагонной составляющей в условиях, когда вместо единого парка МПС появилось множество частных операторских компаний.
     Автор книги отмечает, что именно благодаря демонополизации в сфере предоставления грузовых вагонов «была решена проблема дефицита и продолжилась модернизация вагонного парка». На фоне многих других представителей регуляторов, постоянно мечтающих усилить регулирование, позиция Голомолзина, защищающего идеи конкуренции, представляется  более прогрессивной и правильной. Ещё одна важная черта автора - прорыночное отношение к ценообразованию на рынке операторов подвижного состава. Не секрет, что часть транспортной науки, которую условно принято называть консервативной (да и часть антимонопольных экспертов и сотрудников ФАС), регулярно требует ввести регулирование ставок операторов подвижного состава. И в этом вопросе, Анатолий Николаевич также придерживается проконкурентной, рыночной позиции. Он пишет: «Нет оснований сдерживать рост цен на услуги в конкурентном рынке, дефицит на котором был создан искусственным путём [речь идёт о запрете продления срока службы вагонов, пролоббированном вагоностроительными компаниями, который привёл к массовому списанию грузовых вагонов в 2015-2016 гг], как нет и оснований для возврата прямого или косвенного регулирования услуг предоставления подвижного состава».
Автор критически относится к разным искусственным мерам поддержки тех или иных участников рынка. В частности, он пишет, «сбалансированность была нарушена в 2013 г. избирательным предоставлением ФСТ России скидок производителям так называемых инновационных вагонов (этот факт был признан ФАС России нарушением Закона о защите конкуренции». Здесь речь идёт о том, что в 2013 году была введена скидка с тарифа на порожний пробег инновационных полувагонов, производства Тихвинского вагоностроительного завода. Затем, в 2015 г. скидку получил и Уралвагонзавод.
     В настоящее время, несмотря на позицию ФАС России, впрочем, по -прежнему действуют скидки с тарифа на порожний пробег ряда моделей инновационных вагонов с осевой нагрузкой 25 тн. производства трёх вагоностроительных заводов:
-Тихвинского вагоностроительного завода (ТВСЗ) (с 2013 г.на полувагоны моделей 12-9761-02, 12-9833-01, 12-9853, 12-9869).
-Уралвагонзавода (УВЗ) (с 2015 г на полувагоны УВЗ модели 12-196-01, 12-196-02).
-«Алтайвагона» с 2017 г. (на полувагоны модели 12-21-43).
Для ТВСЗ установлены следующие размеры скидок: средний – 23%, максимальный 28%. Для УВЗ и «Алтайвагона»  средний размер скидки — 13% максимальный — 15%.
     Так что в этом вопросе, влияния антимонопольного ведомства и даже решений о незаконности подобной практики оказалось недостаточно для того, чтобы изменить ситуацию. Но нужно отдать должное автору книги, который, даже будучи чиновником, позволял себе иметь собственное мнение по этому поводу, хотя это мнение и мнение ФАС расходилось с мнением правительства в целом.
     Затрагивает автор в книге тему долгосрочного или формульного ценообразования, при котором уровень индексации железнодорожных тарифов определяется на уровне средней инфляции минус 0,1%. Сегодня, когда РЖД в очередной раз торпедирует это решение, предлагая заменить инфляцию набором нескольких различных коэффициентов, учитывающих отдельно рост цен на разные потребляемые РЖД товары, книга лишний раз заставит читателя задуматься, над этим вопросом.
     Также интересны параграфы, посвящённые созданию динамичного ценообразования в области пассажирских железнодорожных перевозок. По мнению автора, именно относительное дерегулирование в этой сфере, привело к росту пассажиропотока в дерегулированных сегментах.  А.Н. Голомолзин пишет: «в сегменте динамического ценообразования в 2013 г. рост пассажиропотока составил около 3 %, с 2014 по 2016 г. около 10-11%, в 2017 г.– около 15%».
     Подводя итоги государственной политики в области регулирования железнодорожного транспорта, автор отмечает, что основные достижения в железнодорожной отрасли получены именно в тех секторах, где были созданы конкурентные механизмы.

     Этот же пост на сайте журнала "РЖД-Партнёр": https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/comments/vyshla-iz-pechati-kniga-byvshego-zam-rukovoditelya-fas-rossii-anatoliya-golomolzina-o-konkurentsii-i/
Tags: Антитраст, Книги, Рецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments