f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Доли разных видов транспорта на рынке грузовых перевозок с 2000 по 2020 гг.

     Недавно Росстат опубликовал данные о грузообороте различных видов транспорта в 2020 г. (в часности, вот в этом обзоре а также вот в этой справке по итогам 2020 года; данные о грузообороте помесячно есть также вот в этой справке, но там нужно самому сложить сумму по 12 месяцам).
     На фоне данных прошлого года картина выглядит так:

                                                                                                                                  Таблица
                            Грузооборот различных видов транспорта в РФ в 2019 и 2020 гг.

Источник: Росстат

     Из таблицы видно, что в 2020 году  вырос грузооборот морского транспорта (+16,4%) По остальным видам транспорта произошло снижение.
На рис.1 приведены доли разных видов транспорта в грузообороте, а на рис.2 то же, но без учёта трубопроводного.


Рис.1


Рис.2

     Помимо показателя грузооборота, и вклада разных видов транспорта в этот показатель, важным является и показатель объёма перевозок грузов. Вклад в величину погруженных или отправленных грузов каждого из видов транспорта приведён на рис.3 и 4.
     Напомню, что для железнодорожного транспорта в графе "перевезено" Росстат учитывает показатель "погружено", о чём в изданиях Росстата всегда указано в сноске. Это связано с тем, что когда мы говорим "перевезено" в целом для всех других видов транспора понимается эквивалент погруженных тонн, но применительно к железнодорожному транспорту в другом контексте термин "перевезено" может иметь и другой смысл (сумма ввоза, вывоза, местного сообщения и транзита и применительно к сети этот показатель не будет равен погрузке, а будет её превышать на величину импорта и транзита). То есть показатель "перевезено" может иметь разное значение, в зависимости от контекста и от сферы использования и в справочниках Росстата используется в общегражданском или росстатовском смысле, а не в узко-железнодорожном. Поэтому, во избежание двусмысленности и учитывая, что мой блог читают, в основном железнодорожники, на рис. 3 и 4 будем использовать термин "погрузка".


Рис.3


Рис.4

     Для тех, кого интересует как доля разных видов транспорта в грузообороте менялась в долгосрочной перспективе, на рис. 5 и 6 показана соответствующая динамика. Конечно, с точки зрения визуализации такие графики не очень красивы и лучше вместо одного сделать шесть для каждого вида транспорта, но фактически если наш основной интерес вызывают три вида транспорта на рис 5 или два на рис 6, то таких диаграмм вполне достаточно, что бы оценить динамику.


Рис.5


Рис.6

P.S. Вы, наверное, заметили, что данные о грузообороте в посте, где приводился график по данным РЖД немного отличаются. Действительно данные Росстата и данные РЖД немного различаются, но разница между ними не очень велика. Так, например, в 2020 г. грузооборот по данным Росстата составил 2544,9 млрд. т-км., а по данным РЖД 2544,4 млрд. т-км, по итогам 2019 г. грузооборот по данным Росстата составил 2601,8 млрд. т-км. по годовой справке (точнее годовому обзору "Социально-экономическое положение России") и 2602,5 в другой, помесячной справке ("Основные показатели транспортной деятельности"), а по данным РЖД 2601,9 млрд. т-км (Годовой отчёт ОПО "РЖД" за 2019 год). Как видите различия - несущественны.
Tags: Статистика транспорта
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments