f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Category:

Великобритания отказывается от системы торгов за франшизу на железных дорогах?

     Правительство Великобритании объявило (в сентябре 2020 г., в разгар пандемии), что планирует отказаться от организации пассажирских железнодорожных перевозок на основе торгов за франшизу. Эта система просуществовала более четверти века (она была принята после приватизации 1993-94 гг. и оформилась в более-менее окончательном виде в 1996 г., хотя и немного видоизменялась позднее, например, менялись периоды, на которые выдавалась франшиза).
     В условиях пандемии и объявленных локдаунов загрузка сети (по пассажирским перевозкам)  упала со 100% до 4-6 % (в апреле-мае 2020 г.) или до 8%, если считать по июньским данным, т.е. операторы пассажирских перевозок стали нести невиданных масштабов убытки. Об этом активно пишет пресса, см., например статью "Конец системы железнодорожного франчайзинга в Великобритании" в журнале "Railway technology".
    Франчайзинг будет заменен временными Соглашениями "Emergency Recovery Management Agreements" (ERMA), которые поддержат работу железнодорожной отрасли во время пандемии Covid-19.
     Что же ждёт в будущем железные дороги Великобритании? Какая модель управления отраслью будет принята?
     Пока это не совсем ясно. Из газетных публикаций я пока не понял, в чём будет заключаться основная идея новой модели. Все сходятся на том, что предстоит реформа. Но, как пишет Кит Фендер в газете "Trains",  "как это произойдет, пока не известно".
     Впрочем, дискуссии вокруг этого в британской прессе уже начались.
         С заявлением выступил министр транспорта Грант Шаппс, он сказал: "Модель приватизации, принятая 25 лет назад, привела к значительному увеличению количества пассажиров, но эта пандемия доказала, что она больше не работает. Наша новая [модель управления] упростит поездки людей, устраняя неуверенность и путаницу относительно того, используете ли вы правильный билет или подходящую железнодорожную компанию. Она сохранит лучшие элементы частного сектора, включая конкуренцию и инвестиции, которые помогли стимулировать рост, но обеспечит стратегическое направление, лидерство и подотчетность. Пассажирам будут предоставляться надежные и безопасные услуги в сети, полностью построенной вокруг них" (его цитирует журнал "Global railway review" в статье "UK government ends rail franchising in bid to connect fragmented network" а так же в сокращённом виде Financial Times в статье "UK railway rescue spells end of franchising system").
     Предложения Британского Минтранса вызвали неоднозначную реакцию публики.
     С одной стороны,часть компаний поддержали эту идею. Например, Пол Пламмер, генеральный директор Rail Delivery Group (RDG), говорит: «Мы приветствуем постоянную поддержку, направленную на сохранение движения поездов для пассажиров, и подтверждение правительством отмены системы франчайзинга, к чему мы давно призываем. Эти переходные контракты должны стать ступенькой к лучшему (я, возможно, перевожу несколько коряво, но тут так и тянет перевести "to a better railway" как "к более лучшей железной дороге" :-) - старые мемы не исчезают из памяти). При этом необходимо использовать опыт, инновации и инвестиции частных операторов, (...) Обновленное и активизированное партнерство между государственным и частным секторами станет лучшим способом улучшить услуги и поможет восстановить рынок путешествий на поезде, что хорошо для восстановления экономики и государственных финансов".
     С другой стороны, профсоюзы и Национальный союз железнодорожников, морских и транспортных рабочих (RMT) выступили против. В частности, последние пишут: "прибыль и дивиденды будут по-прежнему направляться акционерам, а не реинвестировать", просят правительство "прекратить/отменить приватизацию". А генеральный секретарь RMT Мик Кэш, отвечая на заявление Министерства транспорта сказал следующее: "Правительство должно теперь отказаться от своей одержимости свободным рынком и призвать к прекращению любых попыток реанимировать труп железнодорожной приватизации". (цитаты отсюда). Впрочем, справедливости ради отметим, что не все профсоюзы единодушны в этом вопросе. Так, другой профсоюз -  Aslef (профсоюз объединяющий машинистов локомотивов, работников локомотивного хозяйства и пожарных) выступил с другой точкой зрения, отметив, что приватизация отрасли в середине 90-х была прагматичным решением, позволившим "избежать падения отрасли" (см. здесь).
    К.Фендер так резюмирует проблему: в соответствии с предыдущими соглашениями о франшизе частные операторы брали на себя риски, поэтому рост доходов выше ожиданий мог привести к солидной прибыли, и, наоборот, выручка ниже плана означала значительные убытки, т.е. частные компании, купившие франшизу в том числе несли ответственность за некоторые убытки и непредвиденные расходы. Несмотря на то, что это всё называлось приватизацией, фактически в Великобритании в железнодорожной отрасли отрасли "по-прежнему существовало значительное государственное финансирование либо напрямую менее прибыльным предприятиям, либо во всех случаях национальной инфраструктурной компании железнодорожной сети Network Rail". (Подробнее мы разбирали эти проблемы на семинаре "Экономика железнодорожного транспорта" в ВШЭ, вот ссылка с кратким отчётом о том семинаре, вот ещё одна на сайте ВШЭ и вот небольшая заметка по следам семинара у меня в блоге и ссылка на презентацию).
     Но в условиях такого резкого падения пассажиропотока (а в Великобритании пассажирские перевозки существенно превышают грузовые- примерно 80% выручки приходится на пассажирские перевозки и 20% на грузовые и перевозки почты), как оказалось, риски эти стали запредельно велики.
     Об этой теме активно пишут СМИ. В частности, лево-либеральная, лейбористская The Guardian  пишет о предстоящей реформе в жанре коротких вопросов и ответов в статье "Как конец системы железнодорожной франшизы повлияет на британские поезда". И право-либеральная (или право-консервативная т.е. либеральная в континентальном смысле) Financial Times пишет об этом же в статье "Спасательная операция на железных дорогах Великобритании положила конец системе франчайзинга" (которая уже упоминалась выше); Так что эта тема довольно важна для общественной дискуссии в Великобритании и её обсуждают СМИ разных частей политического спектра.

     Таким образом пока не ясна картина будущих реформ на железных дорогах Великобритании, но предварительно можно отметить, что с одной стороны, ультра-левая позиция профсоюзов о полной отмене частной собственности и конкуренции и возврате к единой государственной структуре в профессиональной среде не поддержана. С другой стороны, судя по всему, роль государства будет увеличиваться: при сохранении кнкуренции будет усилена "страховочная" роль государственных субсидий в железнодорожную отрасль, причём не только субсидий для фактически государственной инфраструктуры Network Rail, но и для частных перевозчиков (операторов), работающих на инфраструктуре.
     Касается ли это только пассажирских перевозок (о чём пишут СМИ) или и грузовых тоже (о чём пока не пишут) не очень понятно.
Tags: За рубежом, Реформа железных дорог
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments