f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Доходность перевозок различных грузов в 2020 г.

     Продолжаем подводить итоги ушедшего 2020 года. Ранее был пост о погрузке грузов, теперь поговорим о вкладе разных грузов в доходы от грузовых перевозок ОАО "РЖД".
     Читатели моего блога уже встречали подобного рода диаграмму ранее, но вот её новая реинкарнация по итогам 2020 года: доли некоторых грузов в общей погрузке по сети РЖД, в общем грузообороте и в доходах от грузовых перевозок ОАО "РЖД". Старые читатели моего блога это уже знают, для новых отмечу, что грузы, перевозимые по сети РЖД, вносят различный вклад как в грузовую работу, так и в финансовый результат перевозчика. Подобное положение иллюстрирует рис. 1, на котором видно, что вклад таких грузов, как уголь, строительные грузы, промсырьё, руда железная и марганцевая, цемент в доходы ОАО «РЖД» практически двукратно ниже, чем их вклад в погрузку. В то время как для ряда других грузов (нефть и нефтепродукты, чёрные металлы, химикаты и сода) ситуация противоположная: вклад в доходы РЖД существенно выше, чем в грузовую работу.      Иначе говоря, доходность этих грузов для перевозчика различна.



Рис. 1

     Рис. 2 показывает какой доход от перевозки соответствующкго груза получает перевозчик (РЖД) в расчёте на одну погруженную тонну (в руб за тонну), а рис 3 - какой доход он получает в расчёте на тонно-километровый измеритель (копеек на 10 тонно-км). Подробнее о различиях между этими показателями и о том, чем и тот и другой могут быть полезны см. по ссылке.


Рис.2

     Ну и теперь самый главный график, посвящённый доходности в расчёте на тонно-километровую работу (коп на 10 т-км).


Рис.3

     Несмотря на то, что в целом в 2020 г. общий темп индексации железнодорожных грузовых тарифов составил +3,5%, темпы прироста доходности на тонну и на тонно-км составили соответственно +2,2% и +1,6 %.
     То есть маркетинговую политику ОАО "РЖД" можно описать следующим образом (об этом я писал отчастив прошлогоднем посте и в этом посте на сайте "РЖД-Партнера", но вернусь к этой мысли): оно получает возможность увеличить тарифы на 3,5 %, но поскольку это общее увеличение в процентах, а доходность в рублях у всех грузов разная, то "уход" части грузов не равномерно воздействует на уровень доходности, если уходят самые доходные грузы (2 и 3 тарифного классов), то общая доходность в рублях падает (ну, просто потому, что если у вас 1 погруженная тонна чёрных металлов приносит 1400 руб, а одна погруженная тонна угля 580 руб, то при "уходе" одной тонны металла вам нужно привлечь 2,6 тонны угля, что бы сохранить выручку на том же уровне - это если мы пренебрегаем дальностью в нашем рассуждении, если учитывать и дальность, то вместо доходной ставки на погруженную тонну можно использовать доходную ставку в расчёте на тонно-км).
     Можно ли бороться с такой тенденцией? (структура погрузки, иллюстрирующая эту тенденцию по ссылке). Если бы начали это делать лет 6-7 тому назад и индексировали бы тарифы на перевозку таких грузов ниже, то, например, для нефтеналивных грузов это снизило бы стимулы инвестиций в трубопроводы и меньше налива ушло бы в трубу, для чёрных металлов это уменьшило бы переключение на автотранспорт и т.д.. Но для этого нужна была бы во-первых, более "тонкая" тарифная политика, при которой индексация была бы ниже на те грузы, которые легко "убегут", или, иначе говоря, на те грузы, у которых высокая (или потенциально высокая) эластичность спроса по цене на перевозку. Но, в силу разных исторических причин, в России тарифы, в некотором роде, обратны рамсеевским - у нас на грузы с самым высокоэластичным спросом установлены более высокие тарифы (в этом была своя логика, поскольку тарифы формировались не от эластичности, а от транспортной составляющей, но теперь эта логика играет против доходности РЖД).
     Ещё один любопытный момент, который можно заметить, изучая данные о доходах за грузовые перевозки в 2020 году. Несмотря на такое относительно сильное падение погрузки (-2,7% если по абсолюnным тоннам), доходы от собственно грузовых перевозок (выручка, получаемая от тарифы) снизилась в целом по  всем грузам не очень сильно - всего на 0,6%, а общая доходная ставка (как на погруженную тонну, так и за тонно-км) даже возросла.
     Связано это с тем, что в предыдущие годы индексируя тарифы опережающими темпами (имея в виду здесь не только формальную индексацию, но и различные дополнительные надбавки), ОАО "РЖД" смогло накомить дополнительный "жирок", который и позволил в условиях кризиса, когда у многих отраслей большие проблемы с доходностью, смягчить удар и пройти кризис относительно безболезненно. Доходы от перевозок налива, абсолютные, в рублях, упали почти на 8 %, от перевозок угля на 3,4%. Но, вместе с тем, помимо налива и угля был ряд грузов, доходы от перевозок которых в 2020 году выросли. Это, например, следующие группы грузов:  зерно, удобрения, строительные грузы, метизы, промтовары, химикаты или такая группа, как "машины, станки, двигатели".
____
Пользуясь случаем выражаю благодарность компании "ИнфоLine-Аналитика" и М.Бурмистрову за любезно предоставленные данные отчётов ф. ЦО-12 о доходах от перевозок различных грузов и за разрешение опубликовать их здесь в блоге.
Tags: Статистика транспорта
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments