f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Семинар ЭЖТ № 23 "Оценка уровня конкуренции на рынке услуг операторов жд подвижного состава"

     Вчера, 15 декабря состоялось очередное, 23-е заседание открытоно межвузовского научно-практического семинара "Экономика железнодорожного транспорта", которое регулярно проводится в ВШЭ.
     На этом семинаре я выступал с докладом "Оценка уровня конкуренции на рынке услуг операторов железнодорожного подвижного состава".
     Если писать отчёт о своём докладе, как говорится, в третьем лице, то отчёт будет выглядеть примерно так:

     Во вторник 15 декабря 2020 г. прошло очередное, 23-е заседание открытого межвузовского научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта», который организовывается под эгидой Экспертного института и Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ.
     На семинаре выступил к.э.н. Фарид Хусаинов с докладом «Оценка уровня конкуренции на рынке услуг операторов железнодорожного подвижного состава».
     В докладе было проанализировано состояние конкуренции на рынке услуг операторов железнодорожного подвижного состава за период с 2011 по 2019 г. Оценка уровня конкуренции произведена с использованием индекса концентрации и индекса Херфиндаля-Хиршмана. Анализ проведён как для рынка услуг операторов грузовых вагонов в целом, так и отдельно для рынков предоставления полувагонов, цистерн, крытых вагонов, универсальных платформ, зерновозов, фитинговых платформ, цементовозов. Показано, что динамика индекса в целом по рынку, хоть и может дать некоторую полезную информацию для понимания общей тенденции, тем не менее, недостаточна и поэтому, требуется также и отдельный анализ уровня концентрации для каждого рода подвижного состава. В докладе проведена группировка рынков по критерию высокой, средней и низкой концентрации.
Кроме того, в докладе были рассмотрены основные теоретические концепции (теории), лежащие в основе существующих представлений о конкуренции и концентрации на рынках, показаны достоинства, недостатки и ограничения соответствующих теорий. В частности, рассмотрены «гарвардская парадигма» («Структура-поведение-результат»), связанная с именами Д.Бэйна и Э.Мейсона, взгляды чикагской школы (Г.Демсеца и Д.Стиглера), теории состязательных (или квазиконкурентных) рынков У.Баумоля, теория эндогенной рыночной структуры Дж.Саттона и др. Показано как менялся и уточнялся со временем взгляд экономической науки на конкуренцию и на проблему (и саму возможность) её корректного измерения.
     В результате проведённого анализа, докладчик сделал несколько выводов, как прикладного, так и теоретико-методологического характера.
     Прикладная часть выводов состояла в том, что уровень концентрации в долгосрочной перспективе на рынке услуг операторов подвижного состава снижается, а уровень конкуренции – растёт. Причём, эта тенденция фиксируется не только за период, исследованный докладчиком (2011-2019 гг.), но и за более долгий период (о чём можно судить, привлекая работы других авторов, сделанные ранее и рассматривающие аналогичные показатели для периода с 2003 по 2011 гг.). Другая часть выводов имеет уже не только прикладную, но и теоретическую ценность. Анализ, проведённый на примере рынка операторов свидетельствует о том, что, критика «гарвардской парадигмы» со стороны более поздних теорий (в частности, критика со стороны чикагской школы), вероятно, верна. Так, например, ставки оперирования на рынке в гораздо большей степени зависят от профицита вагонов, чем от конкуренции как таковой, измеренной по Индексу Херфиндаля-Хиршмана. И это во-многом созвучно идеям как Чикагской школы, так и идеям, высказанным, например, Я.Корнаи, в работе «Размышление о капитализме» о том, что избыточные мощности могут гораздо сильнее влиять на цены, чем структура рынка. (Презентация к докладу доступна по ссылке).
     В качестве оппонентов/содокладчиков выступили А.В.Колин – Руководитель Центра независимых комплексных транспортных исследований Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ)) и Д.Л. Семёнкин – первый заместитель Председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава. Модерировал дискуссию директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ, к.э.н. И.А. Долматов.
     Помимо оппонентов с подробными комментариями выступили проф. РУТ (МИИТ), д.э.н. Д.А. Мачерет, Президент Национальной ассоциации транспортников д.э.н. Г.Е. Давыдов, научный сотрудник Экспертного института ВШЭ А.В. Дементьев, а, кроме того, в последующей дискуссии и обсуждении участвовали доцент РАНХиГС к.э.н. Н.Э.Кульбака, доцент РУТ (МИИТ), к.э.н. Л.О. Аникеева-Науменко, проф. департамента операционного менеджмента и логистики ВШЭ, д.т.н. В.П. Клепиков и др.
     Ниже- видеозапись сееминара.



     Мне показалось, что это был одно из самых интересных обсуждений за всё время существования нашего семинара (но, возможно, я не объективен). :-) Интересно было, в частности то, что обсуждение было на стыке теории и практики, высказывались различные тезисы как теоретико-методологического характера, так и вполне прикладные соображения, касающиеся рынка услуг операторов железнодорожного транспорта. А именно для такого сочетания и задумывался семинар.


Материалы семинара:
1. Презентация докладчика «Оценка уровня конкуренции на рынке услуг операторов железнодорожного подвижного состава»
2. Статьи по теме семинара:
- Хусаинов Ф.И. Можно ли измерить конкуренцию? // РЖД-Партнёр. 2019. № 18. С.46-49.
- Хусаинов Ф.И. Оценка уровня конкуренции на рынке услуг операторов железнодорожного подвижного состава в 2019 году // Экономика железных дорог. 2019. № 9. С.56-67.

Отчёт на сайте ВШЭ: https://ur.hse.ru/news/458411946.html
Tags: ВШЭ, Научные мероприятия, Операторы, Транспортный рынок, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments