f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Комментарий к Индексу качества за 1 кв.2020 г.

     Выпущен очередной выпуск исследования "Индекс качества", по традиции публикую здесь мой комментарий. Краткая версия отчёта об исследовании доступна по ссылке на сайте "РЖД-Партнера", полная версия, насколько я понимаю, доступна по подписке (вот ссылка с подробностями).
                                                                 
                                                                 Комментарии к Отчёту
Исследования в сфере оценки потребителями качества услуг на рынке грузоперевозок железнодорожным транспортом (Индекс качества)
                                                                    за 1 квартал 2020 г.


     В первом квартале общая величина Индекса составила 67 баллов. Это на 6 баллов выше оценки 1 квартала 2019 г. и на 2 балла выше 4 квартала 2019 г. Основными драйверами роста (к прошлогоднему уровню) стала динамика следующих показателей: удовлетворённость стоимостью услуг РЖД (рост с 50 до 54 баллов или на 4 балла), удовлетворённость стоимостью услуг компаний-операторов (рост с 42 до 59 балла или на 17 баллов), удовлетворённость наличием вагонов нужного типа в необходимом количестве (рост с 60 до 78 баллов или на 18 баллов) и смежный показатель полнота удовлетворения спроса на перевозки (с 61 до 67 баллов или на 6 баллов). Эти же показатели подросли и по отношению к предшествующему кварталу.
     При этом, снизилась оценка грузоотправителями уровня развития транспортной инфраструктуры (с 56 баллов в 1 кв. 2019 г. до 53 баллов в 1 кв. 2020 г).
     Оценка тарифов операторов в этой ситуации вполне объяснима, тенденция второго полугодия 2019 г. продолжилась и в первом квартале 2020 г.: ставки аренды практически на все рода подвижного состава (в т.ч. на самые массовые - полувагоны, крытые вагоны и платформы) снижаются по данным всех источников. Особенно заметно это снижение на рынке аренды полувагонов. Причём, эта тенденция не связана с коронавирусом, а началась ранее и в первом квартале 2020 г. лишь продолжилась.
     Связано это с тем, что в рассматриваемом периоде с одной стороны мы наблюдали снижение объёмов погрузки (погрузка грузов по сети РЖД по итогам 1 квартала снизилась на 3,8 %, а в среднесуточном исчислении – на 4,8% относительно аналогичного периода предыдущего года. А, с другой стороны, увеличение как общего, так и рабочего парка грузовых вагонов. Так общий парк вырос на 5,2% (1123,4 тыс. ед. в марте 2019 против 1182,1 тыс. ед. в марте 2020 г.), а рабочий парк на 5,7% (968,8 тыс. ед. в марте 2019 против 1024,5 тыс. ед. в марте 2020г.) Таким образом, рост предложения вагонов на рынке на фоне снижения спроса, очевидно заставил ставки аренды, как и находящиеся в тесной связи с ними ставки предоставления вагонов ползти вниз.
     Подтверждают подобную интерпретацию причин снижения ставок операторов и ответы респондентов, ведь показатель оценки наличия вагонов в необходимом количестве вырос на рекордные 18 пунктов (с 60 до 78).
     Показатель «полнота удовлетворения спроса на перевозки» выросший на 6 баллов, по сравнению а аналогичным периодом прошлого года (с 61 до 67 баллов), увеличился за счёт увеличения предложения вагонов, а не за счёт развития инфраструктуры. Оценка инфраструктуры РЖД продолжает снижаться (с 56 баллов в 1 кв.2019 г. до 53 баллов в 1 кв.2020 г.)
     Таким образом субъективные ощущения грузоотправителей, полученные из опросов и интервью находятся в полном соответствии с имеющимися статистическими данными и их интерпретациями с точки зрения классических представлений микроэкономики о спросе и предложении.
Любопытно отметить, что по словам участников опроса, при профиците вагонов снизился спрос на электронные площадки. Цитата: ««Они стали не очень-то и нужны, их услуги актуальнее для времен дефицита. Заказываем у операторов напрямую, так выходит быстрее и надежнее», - сообщил один из отправителей».
     Интересно, как грузоотправители оценивают существующие ставки, по сравнению с Прейскурантом № 10-01 (это сравнение с гипотетической возможностью перевозки в вагонах инвентарного парка РЖД, если бы она сейчас осуществлялась, довольно часто используется грузоотправителями в качестве условного якоря). В исследовании отмечается, в частности, что, если в прошлом году ставка на предоставление полувагона в Свердловской области обходилась грузоотправителю выше, чем ставка на гипотетический вагон парка РЖД, то в первом квартале 2020 года она снизилась до уровня ниже прейскурантного.
     Эта ситуация ситуационно хороша для грузоотправителей, но, судя по всему, будет вызывать всё более нарастающую тревогу у операторов и собственников подвижного состава. Особенно с учётом того, что динамика погрузки сейчас непредсказуема и, судя по всему, то снижение, которое мы наблюдаем в течении первого квартала не будет компенсировано по итогам года.
     Несмотря на снижение погрузки в 1 квартале, в интервью грузовладельцев вновь вернулись упоминания о нехватке локомотивов:
«Отправители, как и ранее, продолжают жаловаться на нехватку локомотивов (как маневровых, так и магистральных), локомотивных бригад, что приводит к перебоям в отгрузке. «Перевозчику мы не предъявляем нарушения по срокам доставки, но по отправлению наших вагонов со станции и, кстати, по их подаче проблемы из-за нехватки локомотивов возникают», - говорит владелец нефтяных грузов. Конечно, на разных станциях ситуация отличается. Там, где более узкие места, нехватка тяги чувствуется острее. Несмотря на рапорты об обеспечении сети локомотивами, этот вопрос не решен и локомотивов не хватает, говорят многие отправители».
     Хотя, с другой стороны, в этом же исследовании отмечается, что сейчас эту проблему обозначают реже, чем в предыдущие 2019 и 2018 гг. Связано ли это с тем, что проблема стала менее острой или с тем, что просто грузоотправители устали повторять одно и тоже и ощущение остроты притупилось, на этот вопрос можно будет ответить по прошествии ещё нескольких лет наблюдений за динамикой парка локомотивов.
Tags: Заметки, Индекс качества
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments