f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Category:

РГ: Пассажирские перевозки переданы на дотации регионов

 «Российская газета» 10.08.2011

 "Последняя электричка"

Ульяна Вылегжанина, Анна Шонова, Светлана Цыганкова

 Пассажирские перевозки переданы на дотации регионов. К чему это привело, выясняли корреспонденты «РГ».

Напомним, в результате железнодорожной реформы с этого года полностью прекращено перекрестное субсидирование, когда убыточные направления деятельности, в том числе пригородные перевозки, компания «РЖД» компенсировала за счет транспортировки грузов.

 

В регионах были созданы пригородные пассажирские компании (ППК), дотировать которые теперь обязаны областные власти за счет бюджетных средств. ППК возят пассажиров на подвижном составе, взятом в аренду у местных филиалов РЖД, и, помимо арендных платежей, должны платить РЖД за пользование инфраструктурой.

Сейчас, в разгар летнего сезона, когда дачники и курортники буквально штурмуют электрички, железнодорожники, казалось бы, должны потирать руки, подсчитывая прибыли. Но подсчитывают они убытки. И говорят о том, что без федерального финансирования число пригородных поездов придется существенно сокращать, а то и вовсе отменять. И это уже переводит вопрос пригородного сообщения из экономического в политический: ведь отмена или сокращение пригородных поездов ударит по многочисленным льготникам, поскольку закон предполагает компенсацию из федерального бюджета за перевозку таких категорий граждан только на железнодорожном транспорте.

 

Лучше в пробке на шоссе?

Около 250 миллионов рублей бюджетных дотаций требуется в этом году для сохранения железнодорожных пригородных перевозок в Калининградской области.

Такую цифру озвучил начальник Калининградской железной дороги Сергей Коломеец, сославшись на то, что сейчас расходы по пригородным перевозкам превышают доходы. Этой суммы в региональном бюджете нет (в него на дотации железнодорожникам заложено лишь 5 миллионов), а потому калининградские чиновники ограничиваются лаконичным комментарием - «вопрос прорабатывается». Но есть серьезное опасение, что без федеральной финансовой поддержки движение электричек в Янтарном крае может быть прекращено буквально в ближайшие годы.

Все расходы пригородной пассажирской компании должны покрываться за счет доходов от перевозки пассажиров. Но утвержденный тариф - 1,2 рубля за километр и 12 рублей за зону - экономически необоснован, говорят калининградские железнодорожники, и убытки от пригородного сообщения исчисляются сотнями миллионов рублей. А если поднять цены на билеты, электрички станут в несколько раз дороже автобусов, куда и сбегут пассажиры.

Уже сейчас множество жителей области предпочитают электричкам и дизель-поездам автобусы и маршрутки. И, как отмечают эксперты, тенденция к увеличению автопассажиров налицо. Проезд по шоссе немного дешевле, чем по рельсам, да и частота рейсов на загруженных маршрутах выше. К примеру, на популярные в сезон приморские направления маршрутки отходят одна за другой, а перерыв между электричками достигает часа.

С другой стороны, нередко эти многочисленные маршрутки и автобусы застревают в пробках (уже не единичны случаи, когда в жаркие выходные пассажиры, возвращающиеся с моря, теряют сознание в духоте и давке салона). И развивать автоперевозки на узких трассах в ущерб железной дороге стратегически неверно, считают многие эксперты: пропускная способность приморских автомагистралей оставляет желать лучшего даже с учетом ввода автобана «Приморское кольцо». А вернуть рельсовый транспорт, отказавшись от него, будет очень непросто и недешево. Многих маршрутов калининградцы уже давно лишились: в девяностых годах отменили поезда в Янтарный и Донское до лучших времен, а теперь там уже и рельсы травой заросли. Не говоря уже о том, что в довоенное время у немцев железная дорога подходила чуть не к каждому хутору, а теперь о той развитой сети напоминают лишь насыпи, с которых давно уже сняты рельсы.

 

Поезд три раза в неделю

В Карелии будут сокращены маршруты пригородных поездов из-за убыточности. Об этом в Петрозаводске сообщил начальник по пассажирским перевозкам Октябрьской железной дороги Василий Голубцов. По его словам, теперь прицепной вагон до станции Янисъярви будет ходить только три раза в неделю, раньше же он курсировал каждый день. Именно в том районе расположены несколько лесных поселков, до которых добраться другим транспортом невозможно. Скорее всего, сократятся маршруты и до поселка Юшкозеро.

Сокращение пассажирских железнодорожных перевозок Василий Голубцов объясняет убыточностью. Железная дорога требует от республиканских властей 51 миллион рублей в качестве дотации на пригородные перевозки. В региональной казне на эти цели заложено лишь 5,5 миллиона рублей.

Первый заместитель министра экономического развития Карелии Лев Шустов накануне дачного сезона сообщал о том, что традиционно в летнее время увеличивается количество пригородных рейсов поездов с 10 до 15 пар. Так, дополнительно будут курсировать составы по маршрутам Петрозаводск-Медгора, Петрозаводск-Токари, Кемь-Сегежа, Сегежа-Медгора, Кемь-Лоухи.

- Что касается отмены поездов, то мы отправили протестное письмо, чтобы эти маршруты оставить, - сказал Лев Шустов. - График движения всеми видами транспорта составлен исключительно из интересов пассажиров.

Правительство республики в течение ряда лет принимало меры по частичной компенсации убытков перевозчика. Ежегодно устанавливались льготные цены на электроэнергию, потребляемую на тягу поездов, были приняты решения по увеличению тарифов на перевозку пассажиров пригородного сообщения. Однако по расчетам, представленным железнодорожниками, все эти меры не позволяют компенсировать затраты в полном объеме. Поэтому Северо-Западная пригородная пассажирская компания предлагает Карелии вернуть затраты на эти перевозки в полном объеме. Предоставить столь внушительную сумму из бюджета региона не представляется возможным. Республиканские власти надеются на федеральную поддержку. Региональное министерство экономического развития еще в конце прошлого года обратилось в Минфин РФ с просьбой предоставить средства для компенсации потерь железнодорожников. Уточненная сумма - 131,8 миллиона рублей. Как стало известно, деньги республике выделят.

А пока начальник по пассажирским перевозкам Октябрьской железной дороги Василий Голубцов заявил, что если до 1 сентября правительство не найдет необходимые миллионы, количество маршрутов электричек будет сокращено.

 

Автобусу не уступили

В Псковской области в 2011-2013 годах на компенсацию убытков по пригородным перевозкам областной бюджет запланировал 61 миллион рублей.

С 1 января этого года за пригородные перевозки пассажиров железнодорожным транспортом отвечает новый в регионе игрок - дочернее зависимое общество «РЖД» «Северо-Западная пригородная пассажирская компания». На 2011 год Псковская область заказала перевозчику 28,5 пар поездов по 14 направлениям. Как сообщили «Российской газете» в региональной администрации, масштабы движения железнодорожного пригородного сообщения удалось сохранить на уровне прошлого года.

Прежний организатор пригородного сообщения - Октябрьская железная дорога - продолжает регулировать всю региональную железнодорожную инфраструктуру. «Распределение обязанностей» оздоровило ситуацию на псковском пригородном рынке и позволило региональным властям отказаться от старой идеи - заменить большую часть нерентабельных железнодорожных направлений автобусными.

Такую меру хотели ввести два года назад по причине серьезных убытков, которые несла Октябрьская железная дорога при осуществлении пригородных перевозок. В 2008 году компания недополучила 280 миллионов рублей. В 2009 году размер убытков превысил 300 миллионов рублей, а региональный бюджет мог компенсировать перевозчику только 3 миллиона. Для оптимизации перевозок в 2009-2010 годах проводились единичные сокращения псковских маршрутов.

Пока Северо-Западная пригородная компания не раскрывает, насколько выгодной или убыточной оказалась организация пригородных перевозок в Псковской области. Эффективность нового игрока можно будет оценить только в начале следующего года.

 

Tags: Пассажирские перевозки, РЖД, Реформа железных дорог
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments