f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Отчёт о 21-м семинаре ЭЖТ в ВШЭ

     Во вторник 24 марта 2020 г. в ВШЭ прошло очередное, 21-е заседание открытого межвузовского научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта», который организовывается под эгидой Экспертного института и Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ.
     На семинаре с докладом «Проблемы действующего Прейскуранта № 10-01 и дифференциация тарифов для разных грузов» выступил Евгений Виноградов - к.э.н., выпускник МИИТа, советник директора по обеспечению бизнеса ОК «РУСАЛ».

1. Слева направо: А.Н. Синёв, И.А. Долматов, Е.В. Виноградов

2.

3.
     По мнению Е.В. Виноградова существующая система железнодорожных грузовых тарифов и действующий Прейскурант характеризуются следующими проблемами:
- Риск нарушения финансовой устойчивости РЖД из-за зависимости доходной базы от структуры грузооборота. Нарушение баланса в сторону низкодоходных грузов приводит к необходимости опережающего инфляцию роста тарифов.
- Непредсказуемость изменений тарифа на перевозку отдельного груза из-за зависимости от изменения объемов перевозок других грузов, не имеющих к нему никакого отношения (через механизм опережающего инфляцию роста тарифов)
- Снижение ответственности отдельных грузоотправителей, прямо заинтересованных в развитии железнодорожной инфраструктуры. Монопольное положение железных дорог позволяет перераспределять риски недозагруженности вновь построенной инфраструктуры на все перевозимые грузы, создавая таким образом, искусственные стимулы для неоправданных инвестиций.
- Снижение мотивации для рационального распределения грузопотоков (рост порожнего пробега) из-за недостаточного количества тарифных стимулов.
- Дифференциация тарифов от транспортной составляющей к цене товара, заложенная в Прейскурант, потеряла свою актуальность.
     Докладчик, кроме того, сконцентрировал внимание аудитории на трёх важнейших недостатках, из-за которых, по его мнению, действующий Прейскурант 10-01 оказывает негативное влияние на участников рынка ж/д перевозок:
     Во-первых, Прейскурант 10-01 устанавливает тариф на перевозку сырьевых грузов, относящихся к I классу (каменный уголь, железная руда и прочие грузы), ниже фактической себестоимости транспортировки для отдельных направлений и поясов дальности
     Во-вторых, для покрытия расходов ОАО «РЖД» на перевозку грузов 1-го тарифного класса в Прейскуранте 10-01 используются механизмы перекрестного субсидирования за счет грузов других тарифных классов (2-го и 3-го);
     В третьих, затраты на новое строительство, включенные в инвестиционную составляющую тарифа, фактически возмещаются только перевозками выше себестоимости.
     Подобная политика РЖД приводит к стимулированию роста перевозки и развития ж/д инфраструктуры под грузы I тарифного класса при оттоке грузов II и III класса, что приводит в том числе к постоянному снижению доходной ставки, вызванному увеличением доли грузов I класса.
Докладчиком были предложены следующие меры:
- Проведение реклассификации грузовых отправок в новом прейскуранте.
- Поэтапное комплексное снижение объемов перекрестного субсидирования, закладываемого грузовые железнодорожные тарифы (гармонизация тарифов).
- Замещение инвестиционной составляющей тарифа (в части нового строительства) инвестиционным тарифом (сбором) на основании прямых договоров с заинтересованными грузоотправителями или иными нетарифными источниками возмещения инвестиций.
     В качестве оппонента/содокладчика выступил директор Института развития транспортных систем (ИРТС) Александр Синёв.
В своём выступлении он проанализировал факторы, влияющие на доходную ставку, представил обзор ключевых проблем Прейскуранта № 10-01 и предложил альтернативный взгляд на построение тарифной системы, базирующийся на «бинарной модели регулирования», в которой различные сегменты транспортного рынка регулируются не одинаковым образом. Для стабильных направлений и сегментов рынка было предложено регулирование тарифов по т.н. «GROSS – контрактам» между перевозчиком и крупнейшими грузоотправителями, а для волатильного сегмента – в той или иной степени дерегулирование.
     Модерировал дискуссию – директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных моноплий к.э.н. Илья Долматов.

4.

5.

6.
     В связи с ситуаций в Москве, связанной с короновирусом, на сайте ВШЭ проходила он-лайн трансляция семинара и многие участники слушали семинар не присутствуя в аудитории 311 в ВШЭ. Вместе с тем, несколько участников присутствовали в аудитории и активно выступали, в частности, к.э.н. А.М. Тюфаев, представитель консалтинговой компании AT Kearny Е.В. Богданов, д.э.н. проф. П.В. Куренков и другие.
     Все участники, как присутствовавшие в аудитории, так и смотревшие трансляцию на сайте ВШЭ отметили, что дискуссия была острой, интересной и чрезвычайно актуальной.
Дополнительные материалы
1.Презентация Е.В.Виноградова
2. Презентация А.Н. Синёва
Аудиозапись семинара (в дух файлах) и фотографии можно скачать отсюда.

P.S. См. также отчёт на сайте ВШЭ: https://ipcrem.hse.ru/news/359312368.html
Tags: ВШЭ, Научные мероприятия, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments