f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Ульрих ван Зунтум «Невидимая рука. Экономическая мысль вчера и сегодня»

     Книга немецкого экономиста Ульриха ван Зунтума «Невидимая рука. Экономическая мысль вчера и сегодня», хоть и похожа, на первый взгляд, на обычный курс по истории экономической мысли, на самом деле написана не совсем в этом жанре. Автор рассказывает о ключевых идеях и концепциях экономической науки не как о статуях музея мадам Тюссо или античных скульптурах, дескать вот есть в науке такие классики и в рамках этого курса мы должны протирать их всех тряпочкой, смахивая вековую пыль с их идей.
     Это не просто хронологический рассказ об идеях различных экономических мыслителей, хотя она и начитается с Мальтуса, Шмоллера, Менгера, Бём-Баверка и Альфреда Маршалла (это первые пять имён, выхваченных из введения).
     Книга написана принципиально по-другому. Да, она рассказывает о многих идеях, но их обзор служит другой задаче. С помощью концепций экономистов прошлого автор обсуждает ключевые проблемы экономики настоящего – проблемы экономического роста и государственного вмешательства в ценообразование, денег и инфляции, структурных реформ и приватизации, демонополизации естественных монополий и даже выбора правильной пенсионной системы. Кроме того, автор делает акцент на распространённых мифах, которые часто есть в общественном сознании, но по поводу которых у экономистов давно сложился негативный консенсус, как об идеях, очевидно неверных и вредных. Этим книга ван Зунтума немного напоминает такие книги, как «Мифы экономики» Сергея Гуриева или «Экономист на диване» Стивена Ландсбурга, только здесь для объяснения ошибочности распространённых мифов привлечены не столько прикладные современные работы, сколько фундаментальные концепции экономической классики, многие из которых, как это не странно, не так уж и устарели.


     Рассказывают, что Фридрих фон Хайек любил начинать лекции с разбора какой-либо экономической новости, почерпнутой из свежей газеты и, отталкиваясь от разбора этой новости, постепенно переходил к излагаемой теории, демонстрируя, что теория – это полезный инструмент для повседневного анализа. Можно сказать, что Ульрих ван Зунтум применил аналогичный принцип при построении своей книги. Он анализирует ключевые темы, о которых сегодня спорят экономисты, используя идеи экономических мыслителей прошлого, «как старое, но грозное оружие».
В предисловии ван Зунтум предупреждает читателей: «мы столкнёмся как с теоремами, которые выглядят очевидными, так и с взаимосвязями, кажущимися парадоксальными, которые сначала будет трудно понять человеку, руководствующемуся только здравым смыслом. И наоборот, мы познакомимся с утверждениями, которые столь же понятны, сколь и ошибочны».
     В одном разделе собраны темы, касающиеся микроэкономике (мне лично эта часть книги более интересна), в другом – макроэкономики, в следующем международной торговли, затем роли государства и т.д.
     В одном из параграфов речь идёт о естественных монополиях и, разумеется, здесь не избежать обсуждения экономической модели функционирования железных дорог.
     Автор пишет «в отношении почты и железных дорог их монопольное положение долгое время оправдывали ссылками на то, что речь в этих случаях идёт о естественных монополиях, которые в принципе не допускают разумной конкуренции. (…) Так, например, Государственные железные дороги Германии вплоть до начала 1930-х годов приносили государству такую большую прибыль, что за её счёт была выплачена большая часть репараций по итогам Первой мировой войны. Однако по прошествии времени выяснилось, что этот путь чрезвычайно опасен
Затем автор рассказывает, какие проблемы в сфере взаимоотношений железнодорожной отрасли с остальной национальной экономикой подобное положение дел породило в долгосрочной перспективе. Постепенно государственные железные дороги Германии становились всё более убыточными, «а их преемница – Германская федеральная железная дорога превратилась в чисто дотационное предприятие с двузначными миллиардными ежегодными убытками». Впрочем, если внутриотраслевой конкуренции на железных дорогах не было, то межотраслевая – между разными видами транспорта – вполне себе существовала.
     Однако, - как подчёркивает автор, - ни дотации, ни конкуренция с другими видами транспорта, не смогли создать сколько-нибудь существенные стимулы развития для федеральных железных дорог, для внедрения на них более эффективных и ориентированных на интересы клиентов методов хозяйствования. «Конкуренция при существующих государственных гарантиях компенсации убытков не является реальной конкуренцией»- подытоживает описание этой отрасли автор книги. Постепенно, в конце 1980-х годов в экономике Германии происходили различные изменения, в том числе затронувшие монопольные отрасли (например, вместо одной государственной почтовой службы появились её частные конкуренты).
Тем не менее, по мнению ван Зунтума, несмотря на положительные результаты в отдельных монопольных отраслях, в целом реформирование естественных монополий – это та область, в которой успехов не так много. Связано это с тем, что во-первых, реформаторы сталкиваются с препятствиями политического характера, а во-вторых, с тем, что в Европе, по его словам, - «больше доверяют законам и мерам государственного контроля, чем силе конкуренции». Сами компании чаще заинтересованы в регулировании и таким образом защите себя любимых от неожиданностей конкурентного рынка. Автор пишет «Под защитой законодательно разрешённых цен живётся в большинстве случаев совсем неплохо, особенно тогда, когда можно избежать неудобной конкуренции. Время от времени они даже бесцеремонно требуют предоставления дотаций, чтобы компенсировать мнимые убытки вследствие законодательного регулирования цен. Так легко образуется настоящее болото бесхозяйственности, коррупции и бюрократизма, которое можно осушить с помощью радикального открытия рынка для новых участников конкурентной борьбы».
     Достаётся от автора и европейским антимонопольным ведомствам. Он пишет, что гораздо больше пользы экономике от антитраста было бы, если бы антимонопольные ведомства вместо того, чтобы бороться против действительных или мнимых злоупотреблений в частном секторе, противодействовали бы государственным мерам по ограничению конкуренции.
     Книга будет очень полезна, если вы когда-то давно изучали дисциплину «история экономических учений» и вдруг решили освежить её в памяти. Она не заменит базовый учебник (Е.М.Майбурда или прекрасный учебник ВШЭ под редакцией В.С. Автономова, О.И.Ананьина и Н.А.Макашевой или Марка Блауга), но позволит, если читать её после обычного учебника сделать некоторый, если так можно выразиться, «доворот винта», позволит перекинуть мостик от концепций экономистов (которые, впрочем и сами по-себе могут быть интересными, и без привязки к современности) к самым актуальным современным проблемам экономической политики.
Tags: Книги, Рецензии, Экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment