f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Category:

Рассел Питтман: «Так далеко зашел, что повернуть уже не легче, чем продолжить путь...».

     В мартовском номере журнала "РЖД-Партнёр" (№ 5-6, за 2020 г.) опубликовано любопытное интервью Рассела Питтмана «Так далеко зашел, что повернуть уже не легче, чем продолжить путь...».


Цитата:
     "В 1990-е гг., в самом начале обсуждения реформ, рассматривались все три существующие в мире модели управления железными дорогами:
• полное вертикальное разделение права собственности на инфраструктуру и права осуществления перевозок, как в Великобритании и Швеции (как того требуют антимонопольные службы Евросоюза);
• железные дороги остаются вертикально интегрированными, но у третьих сторон появляется доступ к ним, чтобы, как того требуют органы надзора, дать возможность независимым, неинтегрированным компаниям использовать инфраструктуру, как это уже происходит в некоторых европейских странах;
• горизонтальное разделение, при котором система разделена на несколько вертикально интегрированных железных дорог, конкурирующих друг с другом на
параллельных маршрутах, а также маршрутах, ведущих в одни и те же точки и из них, как в США, Канаде и Мексике. Из-за аварии на вертикально разделенных железных дорогах в Хатфилде в 2000 году, а также последующих проблем технического обслуживания и банкротства британской железнодорожной инфраструктурной компании, которые пришлись
на критический момент обсуждения реформ в России, у руководства РЖД сложилось резко негативное восприятие вертикальной раздельной модели. Это мнение господствует и по сей день.
     Одновременно с этим необходимо отметить, что идея разделить систему на независимые вертикально интегрированные компании не имела успеха, поскольку сторонников западной модели тут же обвинили в желании подорвать военную мощь России, а конференции и исследования, проведенные в 2013 году РЖД и Российским союзом промышленников и предпринимателей, кажется, имели цель раз и навсегда похоронить эту мысль".
    "Однако неизменным остается давление реформаторов и грузоотправителей, цель которого – внедрение модели с доступом третьих сторон, при которой независимые компании (перевозчики) владеют собственными локомотивами и используют инфраструктуру РЖД на условиях регулируемого доступа.
(...) С большим успехом РЖД открыли для частной собственности и конкуренции владение подвижным составом: грузовыми вагонами, хопперами, цистернами, а также вагонами-платформами. Острая нехватка подвижного состава, которая началась в 1990-е гг., вынудила признать необходимость частных инвестиций (чтобы дополнить субсидии, предоставленные государством), а также пересмотреть тарифный Прейскурант № 10-01, в который вошло разделение тарифа на пользование вагонами и инфраструктурой и тем самым дало стимул грузоотправителям использовать их собственный (или иной находящийся на рынке) подвижной состав на инфраструктуре, которая принадлежит РЖД.(...)Тем не менее удивительно, что успех либерализации в вопросе владения подвижным составом и привлечения частных инвестиций, которые позволили избавиться от дефицита, не повлек за собой подобных мер применительно к локомотивам или инфраструктуре. Не-смотря на постоянные многочисленные призывы реформаторов, а также Федеральной антимонопольной службы открыть инфраструктуру РЖД независимым перевозчикам как для привлечения частных инвестиций в локомотивы, так и для создания конкуренции перевозкам РЖД, сама компания и Минтранс до сих пор твердо выступают против этого логичного шага в реформах".


     С любезного разрешения редакции журнала "РЖД-Партнер" размещаю файл с этим интервью в PDF для свободного скачивания.

    В интервью есть небольшая неточность (возможно, связанная с переводом текста с английского на русский): в абзаце, где речь идёт об министре путей сообщения Н.Е.Аксёненко, и его тогдашних коллегах/подчинённых Б.М.Лапидусе и А.С.Мишарине вместо Министерства путей сообщения указано Министерство транспорта. Впрочем, это не существенная неточность.
Tags: РЖД, Реформа железных дорог, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments