f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Category:

Коммерсантъ: "Тарифы на стол"

     Статья Н.Скорлыгиной "Тарифы на стол" в сегодняшнем "Коммерсанте":
     "Отказ от единой среднесетевой себестоимости — это без преувеличения революционное предложение, говорит кандидат экономических наук, эксперт Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Фарид Хусаинов. Он отмечает ряд важных плюсов: например, более тонкую подстройку под структуру себестоимости перевозок. «На железнодорожном транспорте "среднесетевая себестоимость" — это еще хуже, чем "средняя температура по больнице",— говорит он.— Есть дороги, у которых себестоимость в 1,5 раза выше, чем в среднем по сети, а есть такие, у которых на 20–30% ниже. Таким образом, разброс может быть двукратным, а если посмотреть на Калининград и Сахалин, то и четырех- или пятикратным».
Но у этой идеи есть три фундаментальных риска, говорит он. Ее практическое администрирование, «скорее всего, вызовет недоверие у пользователей услуг железнодорожного транспорта»: грузоотправители будут подозревать ОАО РЖД в том, что, пользуясь асимметрией информации между монополией и обществом, она сможет повысить тариф там, где фактически он ниже среднесетевой себестоимости, но не будет его понижать там, где тариф выше. «Более того, у многих грузоотправителей есть веские основания предполагать, что ради этого, возможно, и затевается вся реформа»,— отмечает господин Хусаинов. Второй риск — в том, что попытка более тонкого учета себестоимости при построении тарифа может противоречить рыночной логике. «Дело в том, что себестоимость перевозки грузов снижается с ростом таких показателей, как грузооборот и грузонапряженность,— поясняет эксперт.— Соответственно, может получиться так, что на малодеятельных линиях тариф придется повысить, а на наиболее загруженных направлениях — понизить. Но это с рыночной точки зрения будет странным решением»«. А третий риск — в том, что среднесетевая себестоимость была тем общим знаменателем, который превращал инфраструктуру ОАО РЖД в единое целое. Ведомства могут задуматься о разделении монополии по модели США и ряда других стран, полагает эксперт
".

     В этом же номере "Коммерсанта" интервью зам. генерального директора РЖД по финансам В.Михайлина "Должны быть предусмотрены обязательства ship-or-pay" и интеррвью М.А.Никитиной "Цена вопроса".
Tags: Железнодорожные тарифы, РЖД
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments