f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Мой комментарий к Индексу качества за 4 кв.2019 г.

     Как обычно, раз в квартал выходит "Индекс качества" и мой комментарий к нему.


Фарид Хусаинов,
канд. экон. наук,
эксперт Института проблем ценообразования
и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ
Комментарии к Отчёту
Исследования в сфере оценки потребителями качества услуг на рынке грузоперевозок железнодорожным транспортом (Индекс качества)
за 4 квартал 2019 г.


     В четвёртом квартале общая величина Индекса составила 65 баллов (это на 3 балла выше уровня аналогичного квартала 2019 г. и на 1 балл выше 3 квартала 2019 г.).
Основными драйверами роста (к прошлогоднему уровню) стала динамика следующих показателей: удовлетворённость стоимостью услуг компаний-операторов (рост с 41 до 56 балла или на 15 баллов), удовлетворённость наличием вагонов нужного типа в необходимом количестве (рост с 56 до 73 баллов или на 17 баллов) и смежный показатель полнота удовлетворения спроса на перевозки (с 60 до 65 баллов или на 7 баллов). Эти же показатели подросли и по отношению к предшествующему кварталу. При этом, снизилась оценка грузоотправителями уровня развития транспортной инфраструктуры (с 58 баллов в 4 кв. 2018 г. до 55 баллов в 4 кв. 2019 г).
     Таким образом, показатель «полнота удовлетворения спроса на перевозки» вырос, по мнению респондентов за счёт увеличения предложения вагонов, а не за счёт развития инфраструктуры. И действительно, если мы захотим проверить гармонию ощущений грузоотправителей алгеброй транспортной статистики, то можно заметить, что общий парк грузовых вагонов РФ (по данным отчёта ф. 9д-4) вырос с 1170,2 тыс. ед. по состоянию на конец декабря 2019 г. до 1112,8 на конец декабря 2020 г. или на 5,2% (соответствующий рост по полувагонам составил +6,0%). Если мы воспользуемся данными о среднесуточной величине парка вагонов в декабре 2019 и декабре 2020 г., (отчёт ф. 9-д-3), то рост будет примерно таким же, соответственно – на 5,1% в целом и на 6,1% по полувагонам. При этом рабочий парк вырос даже чуть в большей сепени – на 5,9% в целом по всем родам подвижного состава и на 8,5% по полувагонам.
     Таким образом субъективные ощущения грузоотправителей находятся в полном соответствии с имеющимися статистическими данными о динамике парков.
     Показатель удовлетворённости стоимостью услуг компаний-операторов по итогам 4 квартала 2019 г. не только превысил на 11 пунктов превысил уровень аналогичного квартала прошлого года, но и достиг максимума за последние 16 кварталов (т.е. за пеиод с 1 кв. 2016 г. по 4 кв.2019 г.). Таким образом, рост удовлетворённости грузоотправителей ставками операторов - налицо.
     Опросы и интервью грузоотправителей, проведённые в рамках исследования, показывают, что в среднем ставки снижаются в разных сегментах рынка неравномерно, но тенденция снижения в целом очевидна.
     Так, один из опрошенных говорит в интервью: «В среднем за IV квартал ставки снизились на 30%, но разброс в ставках от -20% до -45% в ноябре и декабре по сравнению с предыдущим периодом».
     В исследовании так же отмечается: «Например, в сегменте перевозки лесных грузов динамика ставки в диапазоне год/год составила минус 25-30%, а в IV квартале, по сравнению с III, -5%. По лесным платформам в абсолютном выражении на начало года ставка составляла 1800 руб. в сутки без НДС, сейчас она на уровне 1400 без НДС, то есть снижение около 25%. - приводит пример отправитель. - Кто-то из операторов начал двигаться вниз, но ушел не настолько глубоко (Транслес), кто-то движется активнее (малыши). Расценки заметно уменьшились и на полувагоны, и на фитинговые платформы, и на крытые».
     Любопытно, как грузоотправители оценивают существующие ставки, по сравнению с Прейскурантом № 10-01 (это сравнение с гипотетической возможностью перевозки в парке РЖД, если бы она сейчас осуществлялась, довольно часто используется грузоотправителями в качестве условного "якоря"). Один из представителей строительной отрасли отмечает: «В процентном отношении ставки на полувагоны в Северо-Западном регионе сейчас находятся на уровне Прейскуранта №10-01, и даже на споте почти также дошли до его уровня».
Результаты опросов респондентов подтверждаются публикуемыми данными различных площадок. И сайт «Промышленные грузы», и публикуемые в «РЖД-Партнере» динамика индекса «RailCommerce» (см. № 1-2 за 2020 г.) и ряд других публикаций подтверждают наличие понижательного тренда на рынке предоставления вагонов на протяжении второго полугодия 2019 г., как, впрочем, и в январе-феврале 2020.
     Что же касается упоминаний дефицита локомотивной тяги (как поездных, так и маневровых локомотивов), то если в предыдущих отчётах, на протяжении 2017-2018 года и 3 кварталов 2019 г. жалобы на это были повсеместными и массовыми, то в 4 квартале, факт дефицита упомянут буквально два или три раза. Означает ли это, что дефицит стал смягчаться или просто с ним все свыклись и стали реже упоминать в интервью можно будет узнать спустя некоторое время, сравнивая динамику рабочего парка локомотивов в грузовом движении с частотой упоминания этой проблемы в последующих опросах.
     Ещё один любопытный момент заключается в том, что практически никто из опрошенных грузоотправителей не прогнозирует роста погрузки на железную дорогу в 2020 году, при этом отмечая, что «объёмы реализации населению падают».
Tags: Заметки, Индекс качества
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments