f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

О производительности труда на железных дорогах США и России

     Тут на неделе в фейсбуке разгорелась дискуссия, вызванная докладом Кирилла Родионова, в котором сравнивалась производительность труда в гос. секторе и частном секторе (презентация его доклада опубликована в его Telegram-канале "Экономика ворчания"). В процессе дискуссии возник вопрос о производительности труда на железных дорогах США и России.
     В этой связи, напомню, что в одних случаях используют показатель количества занятых на 1 км. эксплуатационной длины, в других - показатель приведённого грузооборота в расчёте на одного занятого (в России этот показатель называют производительность труда, в США под производительностью труда понимают  доллары на человека, а не тонно-км. на человека, но и там есть показатель тонно-километров на человека, который является некоторым эквивалентом нашей производительности труда).
     Правда, что в этом случае возникает ряд вопросов о корректности сопоставления и об "очистке" приведённых тонно-км. от пассажиро-км. и прочие дискуссионные вещи. Спор о том, как правильно сопоставлять производительность железных дорог США с российскими идёт уже примерно 30 лет (точнее, он то возникает, то затухает) и нужно сказать, что строго говоря, консенсуса в науке по этому вопросу нет  и существует  несколько альтернативных точек зрения на сравнение производительности труда.
     В целом, разброс этот по разным оценкам у разных исследователей довольно велик: у одних авторов производительность труда на железных дорогах России в 5 раз меньше, чем в США (это оптимисты) , по другим - в 8-9 раз (это пессимисты). Разброс этот зависит от разных допущений, применяемых разными исследователями.
     Так, например, один из самых авторитетных исследователей экономики железных дорог д.э.н., проф Д.А. Мачерет (в прошлом- зам. руководителя департамента экономики МПС, нвне профессор и зав. кафедрой в РУТ (МИИТ)) в своём докладе на семинаре "Экономика железнодорожного транспорта", который мы регулярно проводим в ВШЭ приводит вот такую динамику:



Источник: презентация на семинаре "Экономика железнодорожного транспорта" в ВШЭ

     Данные о количестве занятых на 1 км. см. вот в этом моём посте и там обратите внимание на комментарии под постом, там важные пояснения.
     Данные о производительности труда (т-км на занятых) см. здесь, в этом посте приведены данные РЖД, опубликованные в газете "Гудок". В этих данных есть небольшая особенность, там пассажиро-км не умножены на 2, как принято для расчёта производительности труда, это немного завышает производительность труда по РЖД по сравнению с расчётом по классической формуле из учебника, но по-видимому, это сделано для того, что бы сопоставить с США, где пассажиро-км. не удваиваются. Это тоже один из дискуссионных вопросов, поскольку в России коэффициент приведения 2 появился из-за того, что принято считать, что пассажирские перевозки в два раза более трудоёмкие, чем грузовые, а в США - мы не знаем почему там нет такого коэффициента.

     
Tags: Заметки, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments