f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Category:

Погрузка грузов по сети РЖД в долгосрочном периоде (2000-2019 гг.)

     Подводя, по традиции,  итоги работы железных дорог в 2019 году, интересно взглянуть - как показатели погрузки и грузооборота выглядят в долгосрочной перспективе. На рис приведена динамика погрузки и грузооборота с 1988 по 2019 гг. (на графике для 1988-1991 гг. приведены данные о погрузке МПС СССР в границах РСФСР, о том какие есть методологические оговорки по поводу цифр за 1988-91 гг. я писал ранее, см. здесь, не буду к этому возвращаться).
     Грузооборот по сети РЖД составил по итогам 2019 года (по данным пресс-релиза РЖД) 2601,3 млрд. т-км., что на 0,2% выше аналогичного показателя 2018 года (2596,9).
    Что же касается грузооборота с учётом оплаченного порожнего пробега вагонов, он в 2019 г. сохранился практически на уровне 2018 года (99,98%) и составил 3304,4 млрд т-км. Погрузка (как уже было отмечено в одном из предыдущих постов) снизилась на 0,9 %. Любопытно, что даже когда по итогам 9 месяцев 2019 г. погрузка составляла (-0,9%) к прошлому году РЖД по-прежнему устами П.А. Иванова прогнозировало, что год закончит с ростом (+0,2%). По-видимому, были надежды на ноябрь и декабрь, которые не оправдались. Помесячную динамику погрузки я публиковал ранее, несколько дней назад. А динамика погодовых  показателей приведена на рис.1.


Рис.1.
     Ниже, на рис. 2-8, приведена долгосрочная погодовая динамика погрузки некоторых важнейших грузов за 20-летие, т.е. за период с 2000 по 2019 гг.



Рис.2.



Рис.3


Рис.4


Рис.5


Рис.6


Рис.7


Рис.8

 
     Как видно из рис.2, впервые за долгий период снизилась погрузка каменного угля (хотя и не драматически, лишь на 0,8% или на 2,9 млн. тонн), одной из причин этого была конъюнктура мировых рынков угля (см. график цен), которая стала отражением сложных процессов, приведших к снижению потребления угля странами Европы (см. статью К.Родионова).
     РЖД пыталось предпринять некоторые меры по стимулирование экспорта угля через порты Северо-Запада и Юга (в условиях, когда грузоотправители хотели везти на Восток) и это привело к некоторому росту перевалки через южные порты (на 1%) и через порты Северо-Запада (на 3,4%), но величина этих приростов несущественны в масштабах страны и в целом эти решения не изменили общую тенденцию.
     В частности, РЖД установило в рамках ценового коридора понижающий коэффициент 0,9259 (скидка 7,41%) к тарифу на экспортные перевозки угля энергетического со станций Кемеровской области в направлении припортовых станций Октябрьской, Северной и Калининградской железных дорог (действовал по 31.12.2019 г.), был введён (в июле) аналогичный понижающий коэффициент на перевозки угля в направлении портов Азово-Черноморского бассейна. А затем (с 16.07.2019 г.)  РЖД даже пошло на временную отмену т.н. "экспортной надбавки" (она составляла примерно 8 %) к тарифу на перевозки  угля энергетического в направлении припортовых станций Северо-Кавказской железной дороги.
     Второй по массовости груз, перевозимый железными дорогами- нефть и нефтепродукты - тоже продемонстрировал отрицательную динамику. Его погрузка снизилась на 1,9% или на 4,4 млн. тонн. Впрочем эта тенденция явственно проявляется уже несколько лет подряд, а в этом году снижение было усугублено не только развитием перевозок трубопроводным транспортом, но и большим количеством ремонтов на различных НПЗ. И это как раз пример того, как тарифные методы могут не работать, если их не применили вовремя: для нефтепродуктов на 2019 год не была введена 8%-ная экспортная надбавка (как и для алюминия), но часть наливных грузов, тем не менее, устремились на трубопроводный транспорт.
     Погрузка строительных грузов и цемента снижаются уже довольно давно, это долгосрочная тенденция (несмотря на отдельные колебания), хотя в 2019 г. за счёт государственного заказа, в частности за счёт программы "Доступное жильё" удалось немного повысить отгрузку цемента (и, по некоторым данным, в 2020 это продолжится, но в 2021 году вновт всё вернётся к понижательному тренду. О причинах снижения погрузки чёрных металлов СМИ в этомгоду писали неоднократно, см., например здесь.А вот погрузка химических и минеральных удобрений так же стабильно растёт "при любой погоде".
     Несмотря на относительно неуспешный 2019 г. и РЖД и Минтранс прогнозируют рост в 2020-22 гг. В частности, Минтранс, устами Е.А.Дитриха объявил, что "На период 2020–2021 гг. погрузка грузов планируется с ростом 2,3% ежегодно, а общий грузооборот – порядка 2,5% ежегодно".  Впрочем, большинство отраслевых экспертов более пессимистичны и прогнозируют на 2020 год рост погрузки не превышающий 1%.
Tags: РЖД, Статистика транспорта
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments