f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Субъективные заметки на полях конференции в Сочи

     29-30 октября 2019 г. в Сочи прошла конференция "PRO/Движение.1520", организованная РЖД и редакцией газеты "Гудок".
     Пересказывать выступления докладчиков в наше время, когда все видео и все презентации доступны на сайте, нет смысла. Поэтому напишу лишь несколько заметок с обрывочными впечатлениями.
     В первый день конференции - 29.10.2019 г. прошла пленарная сессия, тема которой звучала примерно так: "Будущее пространства 1520. Соперничать или сотрудничать". Открывали конференцию Ген. директор РЖД Олег Белозёров и вице-губернатор Краснодарского края Анатолий Вороновский.


1. Ген.директор РЖД О.Белозёров открывает форум.


При выходе на трибуду главы РЖД О.Белозёрова первые пять рядов дружно встали, "выдав" остальному залу, что здесь сидят сотрудники (руководители разных подразделений, департаментов и пр.) ОАО "РЖД". Это одновременно напомнило мне сцену из комедии Леонида Гайдая (сцену, где сотрудники КГБ срочно покидали театр после сигнала в наушниках, что зал заминирован, выдавая себя) и строчки Бродского из известного стихотворения. :-)
     Из названия секции кажется, что это должно быть что-то банальное с массой "общих мест" и полным отсутствием ярких, провокационных докладов.
     Но было одно выступление, которое выбивалось из общей канвы пленарной сессии.
     Руководитель Аналитического центра при Правительстве РФ Владислав Онищенко в ответ на вопрос о роли государства в инвестициях в инфраструктуру так сформулировал свою и АЦ точку зрения:
- Уход государства из инвестиций в инфраструктуру. В отношении железных дорог и инфраструктурных отраслей - это доминирующий тренд. Государственных денег ожидать не стоит, а практику привлечения частных денег, корпоративных инвестиций, государство будет приветствовать.


2. Руководитель Аналитического центра при Правительстве РФ Владислав Онищенко

     Остальные выступающие говорили примерно то же, что и на предыдущих конференциях, симпозиумах и т.п.
     Отмечу, что президент Института развития транспортных систем Александр Синёв продвигал свои излюбленные идею про необходимость поддержки "доброкачественных монополии", особенно в транспортнойсфере и протекционизм. Алексей Безбородов, который модерировал секцию, говорил о том, что "в вопросах экологии мы (имея в виду РЖД) можем возглавить [рейтинг железных дорог мира] и быть всем примером. По экологичности РЖД- самая первая компания в мире."
     В общем, на следующий день большинство участников конференции даже не могли толком вспомнить ни одного сколь-нибудь яркого тезиса с этой секции.
     Более интересной была другая секция, "Рост грузовой базы и пропускные способности. Какие грузы сразятся с углём за долю в перевозках?" посвящённая  вопросам, связанным с перевозками различных грузов разных отраслей.

 
3. Секция ""Рост грузовой базы и пропускные способности..."


4.

5.


6. Директор ЦФТО А.Н. Шило

    А вот второй день конференции- наоборт - оказался насыщен разными интересными круглыми столами и выступлениями, как в области тарифов, так и в области, например, управления вагоными парками, а так же на темы вагоноремонта.
    Безусловно, самым ярким и интересным событием Конференции стали тарифные дебаты между командой РЖД ("команда монополии", как было указано в Программе) и "командой рынка". Я боялся, что, как это обычно бывает, в присутствии руководства РЖД грузоотправители будут робкими и говорить исключительно "Спасибо за всё!" и кланяться. (Так принято).
     Но, вопреки ожиданиям, организаторам удалось сделать настоящее высокоинтеллектуальное ток-шоу, с обменом яркими выпадами. Возможно это стало возможно, потому что глава ЦФТО А.Н.Шило согласился отказаться от привычных  форматов и попробовать новый, более живой формат.
     И нужно отметить здесь роль модератора дебатов - Марианы Ожерельевой. Мало кто мог бы совместить в себе такое сочетание профессионального владения темами дебатов (уточняющие вопросы демонстрировали её полное погружение в непростую тарифную тематику, нечасто встречающуюся у журналистов) и ярко выраженную профессиональную независимость, проявленную при модерировании. Во всяком случае, такой уровень интеллектуальной независимости не часто встречается на железнодорожных мероприятиях. (Не случайно, у М.В.Ожерельевой репутация самого лучшего модератора в железнодорожной отрасли).
     В целом, нужно поблагодарить организаторов: эти дебаты показали, что даже в железнодорожной сфере, консервативнее которой, разве что съезд КПРФ, посетители Конференции не обречены на унылые тоскливые доклады про "цифровизацию", "транзитный потенциал", "интероперабильность" и "цифровую железную дорогу". Что и здесь возможны яркие и интеллектуально-насыщенные дискуссии.
     Отдельно отмечу метафору Д.В. Илатовского про гостиницу, в которое ежесуточно проводится аукцион и постояльцы не уверены- не выселят ли их завтра (подробнее- см. видеозапись дебатов на сайте) - это самая яркая метафора этой Конференции. Независимо от того, согласен я или нет его взглядами на тарифы и несмотря на некоторый, присущий ему популизм, необходимо отметить, что он - яркий полемист и оратор. Глава ЦФТО Шило хороший дискутант, хотя он выигрывал не столько яркостью метафор, сколько конкретными примерами, и это скорее бизнес-стиль полемики, чем стиль шоумена. Глава инвестдепартамента А.Бакеркин был немного тускл и зажат, но возможно, это просто от отсутствия практики, видно, что ему не приходилось выступать в подобных форматах. Команда рынка, во многом держалась на харизме Илатовского. Представитель НЛМК С.К.. Лихарев сначала как-то самоустранился от дискуссии, но, впрочем, потом подключился во второй половине дебатов. Он всё время уходил в отдельные частности, и это для подобного формата дебатов плохо, поскольку аудиторию все таки интересует не только будет ли переведён лом из третьего тарифного класса во второй, а более широкий взгляд, но в целом выступление было не безынтересным. Представитель "Русала" Евг. Виноградов был осторожен, не лез на рожон и при каждом удобном случае подчёркивал, что поддерживает инициативы РЖД, и вообще "за конструктив". Даже когда модератор задала вопрос об одной из инициатив, на который два дручих члена "команды рынка" ответили отрицательно ("категорически нет"- сказал Илатовский), Евг. Виноградов мужественно произнёс "поддерживаю" и заслужил грустно-саркастический взгляд Илатовского. В какой-то момент, когда Евг. Виноградов уже чуть ли не перешёл на сторону противника, начав свой ответ с оговорок о том, как он согласен с РЖД, модератор - М.В.Ожерельева - даже саркастично подправила "Евгений, не партизаньте!".
     На сайте "РЖД ТВ", кстати, выложен хороший репортаж Евг. Кузнецова об этих дебатах.


7. На фото слева направо: Евг. Виноградов (Русал), Д.В.Илатовский (СУЭК), С.К. Лихарев (НЛМК) и модератор М.В.Ожерельева (ведущая "РЖД ТВ").


8. В центре - М.В. Ожерельева, справа в кадре - руководитель тарифного департамента РЖД - В.Н. Варгунин


9.  В.Н. Варгунин (слева) и А.Н. Шило (справа). Фото с сайта конференции.

     Любопытной была секция, посвящённой вагонным паркам.


10.

     Руководитель вагонного департамента "РЖД" Михаил Сапетов в своём выступлении сообщил, что отцепка вагонов в ТР-2 (текущий отцепочный ремонт) сегодня существенно ниже, чем в МПС СССР: в 1991 году при рабочем парке 1,5 млн ед, в год было 7,5 млн. отцепок, а сегодня при парке 1.1 млн. единиц, количество отцепок примерно 800 тыс.


11. Выступление М.В. Сапетова

     Один из тезисов Сапетова поддержал СВ.Калетин:
-В США вообще нет понятия плановых видов ремонта. Вагон "ходит " по состоянию, а не по нормативу [в сутках или километрах]. Поэтому я поддерживаю предложения Сапетова о том, что нужно переходить на эксплуатацию вагонов не по нормативам, а по состоянию.
     Коснулся Калетин и актуальной темы кассетных подшипников. Он сказал, что наверно вызовет всеобщее несогласие, но он поддерживает предложения Минтранса и РЖД о переходе на кассетные подштпники. Впрочем, "только в добровольном порядке" - добавил он.

     Любопытной была секция, посвящённая проблемам управления вагонными парками - "Борьба за оборот вагона. Скрытые возможности для экономики". Ообо отмечу здесь два доклада - начальника центральной дирекции управления движением ОАО "РЖД"  П.А. Иванова и ген. директора Научно-исследовательского центра комплексных транспортных проблем из Казахстана Б.Жардемова.
     П.А. Иванов представил своё видение проблем, связанных с управлением вагонными парками, которое, в принципе было не новым и примерно соответствовало тому набору идей и тезисов, которые РЖД продвигали в общественном мнении в 2011-2012 г. на этапе обсуждения ЕСТП. В интеллектуальном смысле парадигма совсем не изменилась. Иванов постоянно сетовал на то, как хорошо было при плановой экономике и общей централизации управления вагонными парками. Когда он добрался до графика с динамикой коэффициента порожнего пробега, он отметил, что увеличение коэффициента порожнего пробега произошло "из-за смены формы собственности" на подвижной состав. Причём, его не смутили две вещи. Во-первых, то, что тот слайд, который он демонстрировал опровергает его слова, т.к. из слайда видно, что скачок с уровня 26,9% до уровня 39-40% произошёл в 1988-1995 гг., а после начала реформы МПС и после активного появления и развития института частных операторов (первая половина 2000-х годов, особенно после 2003 г) уровень этого показателя практически не изменился. А, во-вторых, мне казалось, что дискуссия о коэффициенте порожнего пробега в транспортной науке закончилась несколько лет назад и уже никто не напишет про его изменение вследствие реформ (это равносильно сегодня тому, как если бы физики начали писать про теплород и флогистон), но, по каким-то причинам, доладчик решил игнорировать научные дискуссии последних лет и отбросил всех назад, куда-то в мировоззрение позднесоветского человека. Это немного странно - вместо того, что бы предложить какую-то принципиально новую технологию работы в условиях приватных вагонов, почему-то считается хорошим тоном просто ностальгировать по железным дорогам СССР, да ещё и на основе многократно опровергнутых тезисов. И это печалит гораздо больше, чем другие недостатки РЖД. В конце-концов, недостатки в практической работе есть у любой компании. А вот принципиальный отказ от теоретического, интеллектуального развития, от осмысления новых условий хозяйствования и выработки новой парадигмы - это самое грустное. "Тоска по 1988 году" - пожалуй единственный ответ движенцев РЖД на вызовы современности.
    Но мне кажется, что РЖД не право, когда пытается идти вперёд с головой, повёрнутой назад.



12. Доклад П.А. Иванова

     Кстати, этот взгляд, свойственен не только движенцам-практикам, но, зачастую и учёным из транспортных вузов. Один знакомый из ПГУПС писал там диссертацию, в которой хотел предложить какие-то идеи в сфере организации эксплуатационной работы в условиях частных вагонов и локомотивов, так его "старшие коллеги" ему строго-настрого сказали: "Хочешь защититься, не пиши ничего новаторского. Мы это не приветствуем. Мы приветствуем если ты просто реплицируешь то, что мы писали в последние 40 лет, это и нам понравится, и у РЖД не вызовет аллергии, и все будут довольны". В итоге, этот знакомый бросил аспирантуру, хоть его и называли одним из самых талантливых студентов своего поколения.
     Ну да мы отвлеклись в сторону. Вернёмся к конференции.
     Очень забавным было выступление Булата Жарденова из Казахстана, который говорил о том, что оборот вагона- это самый главный показатель и что если технологические аспекты противоречат экономическим, то экономическими нужно пренебречь. Почему это выступление показалось мне забавным? Дело в том, что оно сильно напоминало состояние отечественной эксплуатационной науки лет 30 тому назад. Такое ощущение, что где-то в конце 1980-х выпускников МИИТа высадили на планету Казахстан, там они потеряли связь с большой землёй и законсервировались, как известная семья Лыковых (кто помнит - "Таёжный тупик"). Их как бы положили в морозилку и через 30 лет оттуда извлекли с теми же взглядами, теми же методологическими подходами, теми же теоретическими установками. И вот они выходят из прошлого в новый мир, и несут первозданные идеи о безусловной важности оборота вагона.
     У писателя Эдуарда Лимонова (кажется, в книге "Другая Россия") есть такая метафора. Он писал, что советского человека в 1917 году положили в морозилку и он там пролежал до 1991 года, ничем не тревожимый, а когда вылез из неё, то обнаружил, что мир ушёл вперёд, что в литературе, философии, театре, политической мысли появились новые течения, новые идеи, но всё это прошло мимо них- мимо людей, положенных в 1917 гду в морозилку. Они вылезли из морозилки - пишет Лимонов - с сознанием на столетие дряхлее современности.
     Я почему-то вспоминал эту метафору Лимонова, когда слушал эту оду обороту вагона.
     Впрочем, на этом фоне был небольшой источник здравого смысла. Им оказался, как ни станно, директор "дочки" РЖД - ФГК - Виктор Воронович. Он отметил в своём выступлении, что "Если мы боремся за оборот вагона и только технологические показатели, то не факт, что клиент будет доволен. В 2016-17 гг. оборот вагона был хороший, но в условиях дефицита вряд ли грузоотправитель был доволен". "Надо здраво смотреть на вещи, - добавил Воронович, - и не бороться за какой-то один показатель. Главное- что бы весь груз, который предъявляют грузоотправители был вывезен".
     В любом случае эта секция была полезна, т.к. демонстрировала состояние умов тех, кто в рЖД отвечает за эксплуатационную работу. Полезна, так сказать, с точки зрения диагностики.
     Кроме того, важной частью кнференции были дискуссии между участниками, проходившие в самых разных уголках конференции- от столиков для кофе-брейка до эскалаторов. Причём, споры выходили за пределы только железнодорожного транспорта, и, зачастую касались общеэкономических вопросов.
Например, во время обеда я подслушал такой разговор:
- Ваш Глазьев - дремучий и невежественный.
- Глазьев - советник президента, а сейчас министр ЕЭК, а значит, что он выдающийся экономист и не может быть дремучим.
     В конце добавлю, что, помимо прочего, вечером в первый день конференции там состоялся небольшой концерт группы "Чайф", за что отдельное спасибо организаторам.


13. Чай-Ф.

Фото № 1-8, 10-13 Ф.И.Хусаинов, фото № 9 - с сайта конференции.

Пользуясь случаем, выражаю благодарность пресс-службе ОАО "РЖД" за приглашение посетить конференцию.

P.S. И ещё несколько фото


14. Фото с сайта конференции


15. Фото с сайта конференции


16. С главной модераторкой :-) конференции - М.В. Ожерельевой (Автор фото- Е.В. Богданов)

Tags: Заметки, Научные мероприятия, РЖД, Транспортный рынок
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments