f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Отчёт о "Крейнинских чтениях-2019"

     22 октября 2019 г в Высшей школе экономики прошла тарифная конференция «Крейнинские чтения-2019». Конференция проводится второй год и посвящена теоретическим и практическим вопросам системы железнодорожных тарифов. Организатором конференции является Институт проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ.
     Открыл конференцию директор ИПЦиРЕМ к.э.н. И.А. Долматов (который выступил модератором первых двух секций), отметивший в своём вступительном слове важность и актуальность исследований железнодорожных тарифов для государственной политики а так же вклад А.В.Крейнина как в теорию, так и в практику регулирования железнодорожных тарифов (как известно, свою докторскую диссертацию А.В.Крейнин защищал в НИИ Цен, правопреемником которого является ИПЦиРЕМ ВШЭ).


Фото 1. На фото слева направо: И.А.Долматов, В.Н. Варгунин, Л.А. Мазо, Г.Е. Давыдов

     Затем с небольшим Вступительным словом к конференции выступил ученик А.В.Крейнина, д.э.н. Л.А. Мазо, который в своём выступлении не только вспоминал своего учителя, но и сформулировал несколько принципов научной работы, которых придерживался и которые прививал своим ученикам А.В.Крейнин. Это следующие принципы. Во-первых, Крейнин не разделял научную и практическую компоненты работы. Научное исследование завершено только после внедрения какого-то результата (разумеется, это касается прикладных, а не чисто теоретических вопросов). Во-вторых, ни одно решение в области тарифов не должно приниматься без количественной оценки последствий внедрения этого решения. В-третьих, Крейнин призывал «не кланяться себестоимости» и поддерживал введение тарифных классов в условиях рыночной экономики, и в целом, он полагал, что помимо себестоимости перевозок, при формировании тарифов необходимо учитывать множество факторов- от ограничений на стороне спроса до ограничений социального характера (последнее особенно важно при пассажирских перевозках).
     Кроме того, в своём докладе Л.А.Мазо коснулся и некоторых актуальных проблем тарифной политики. В частности, он поднял вопрос о стимулирующей функции тарифов при перевозках товаров на внешние рынки, а так же стимулирования загрузки грузами «устойчиво порожних направлений» тарифными методами.


Фото 2. Вступительное слово Л.А. Мазо (на фото - справа)


Фото 3

     Доклад главного редактора журнала «Бюллетень транспортной информации» д.э.н. Г.Е. Давыдова был посвящён сотрудничеству А.В.Крейнина с редакцией журнала «БТИ» и участию вкладе учёного в возрождение идеи тарифных съездов.
     Доклад Начальника департамента методологии тарифообразования, экспертизы, анализа и применения тарифов в области грузовых и пассажирских перевозок ОАО «РЖД», к.э.н. В.Н. Варгунина был посвящён крайне актуальной теме: «Адаптация тарифной системы в сфере грузовых железнодорожных перевозок к современным экономическим тенденциям».
     В докладе были сформулированы основные предложения РЖД по изменению системы железнодорожных грузовых тарифов после 2025 года.
Революционным в этих предложениях является отказ, от принципа построения тарифа на основе среднесетевой себестоимости. Именно на этом принципе базировались как тарифы в СССР, так и в современной России. Вместо этого предлагается учёт поучастковой себестоимости. (см. мой комментарий по ссылке).
     Любопытным предложением РЖД является постепенный переход от тарификации по разным грузам к тарификации не только по родам, но и по типам вагонов, за счёт во-первых, постепенного сближения тарифов на грузы разных классов, а во-вторых, за счёт всё большей роли, которую будут играть при выборе тарифа технические параметры подвижного состава (длина по осям автосцепок, грузоподъёмность и др.).
     Ещё одним давно ожидаемым новшеством является полная унификация порожнего пробега вагона из под грузов разных тарифных классов. В настоящее время этот тариф унифицирован для полувагонов и платформ, следующий шаг- унификация порожнего пробега крытых вагонов - вполне логичен.
     Думаю, много вопросов у антимонопольных органов вызовет предложенная РЖД идея индивидуализации тарифа, или, повышения степени индивидуализации, поскольку в этом случае возникает проблема контроля за недискриминационностью тарифообразования и потенциальной возможностью непрозрачности выдачи индивидуальных понижений тарифа.
     Впрочем, докладчик оговорился, что пока это обсуждаемые идеи и конкретное техническое исполнение ещё будет обсуждаться, в том числе с регуляторами.
     Ещё один важный аспект, который необходимо отметить в предложениях РЖД - это учёт начально-конечных операций не только в тарифе за гружёный пробег, но и в тарифе за порожний пробег вагона.


Фото 4

     Следующим докладчиком вновь был Г.Е. Давыдов и этот его доклад был посвящён актуальной теме «Государственное регулирование тарифов на железнодорожные перевозки грузов и связанные с ними услуги в контексте "регуляторной гильотины"». В частности, в докладе отмечалось, что между актами по регулированию тарифов имеются расхождения и разночтения, что «Существенно устарели Тарифные руководства №2 и №3», но при этом докладчик полагает, что эти нормативные акты должны быть скорректированы и сохранены. Так же им были предложены изменения в нормативные акты, регулирующие отдельные аспекты тарифообразования.
     Руководитель проекта по развитию экспортной логистики АО «Российский экспортный центр», д.т.н. А.Г.Кириллова выступила с докладом, посвящённым вопросам формирования сквозных тарифов на перевозки грузов по международным транспортным коридорам, предложив в докладе ряд изменений в действующий Прейскурант № 10-01.
     Очень любопытный доклад сделал старший научный сотрудник Лаборатории системного анализа отраслевых рынков Института отраслевых рынков и инфраструктуры РАНХиГС, к.э.н. Д.С.Гордеев. Его доклад был посвящён теме «Совершенствование тарифной системы грузовых железнодорожных перевозок: ценообразование по Рамсею». Докладчик предложил реформировать систему железнодорожных тарифов в направлении большего учёта эластичности спроса на перевозки различных грузов и привёл результаты расчётов эластичности спроса, впрочем только для внутрироссийских перевозок.


Фото 5. В кадре слева направо: И.А.Долматов, А.Н.Синёв, Л.А. Мазо, Д.С. Гордеев

     Председатель Экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта (ИИЖД) П.А.Иванкин в своём докладе сделал критический обзор ряда предложений «РЖД», в частности перераспределения тарифной нагрузки между металлургическими грузами и рудой, потребляемой металлургической отраслью. Кроме того. П.А.Иванкин призвал пересмотреть существующую систему тарифов, поскольку, по его оценке, многие расходы, которые РЖД давно не несёт по-прежнему заложены в тарифе.


Фото 6. Доклад П.А.Иванкина (на фото - справа)

     Очень необычный доклад сделал Президент Института развития транспортных систем А.Н. Синёв. Доклад его назывался «Тариф - выражение ценности или стоимости? Время вернуться к дискуссии». Докладчик противопоставил либеральный взгляд на экономику (к либералам он отнёс Адама Смита, Алексея Кудрина и Эльвиру Набиуллину) и «структурный» или антилиберальный взгляд. Докладчик призвал возродить марксистско-ленинские взгляды на экономику и заявил, что «марксистско-ленинский подход необходимо реабилитировать». Среди авторов, к которым нужно прислушаться А.Н. Синёв выделил Михаила Хазина, Михаила Делягина, Сергея Глазьева и нобелевского лауреата Жана Тироля. (Не уверен, что Тиролю польстило бы такое соседство, но докладчик несколько раз повторил именно этот ряд имён, так что, наверное, это был сознательно сформированный ряд). В частности Синёв сказал, что «Тироль доказал неприменимость либерального взгляда». А.Н.Синёв отметил, что в разных сферах необходим разный подход, и, проводя параллель с Китаем заметил, что в одних сферах может реализовываться подход, который принято называть либеральным- с опорой на рыночные силы, а в других- подход, базирующийся на активной роли государства (в России этот подход обычно связывают с такими экономистами, как С.Глазьев), в том числе в сфере структурной политики. Второй подход - "государственный" - вызывает у него больше симпатии. В частности, А.Н. Синёв полагает, что антимонопольный пафос позиции ФАС неверен, что государство должно не бороться с монополиями, защищая конкуренцию, а наоборот -в каких-то случаях создавать и поддерживать "доброкачественные монополии", в том числе и в транспортной сфере.
     Доклад доцента РОАТ РУТ (МИИТ), эксперта НИУ ВШЭ к.э.н. Ф.И. Хусаинова носил историко-экономический характер и был посвящён вкладу К.Я.Загорского в теорию и практику тарифного дела. Было отмечено, что многие дискуссионные вопросы тарифной политики, о которых писал Загорский в начале XX века, до сих пор находятся в центре научных дискуссий.
     Затем прозвучали два доклада, объединённые общей темой- проблемами тарифообразования и регулирования в сфере ППЖТ. Доклад зам. директора АО «Промтрансниипроект» д.т.н. М.И. Шмулевича был посвящён вопросам разработки тарифов на услуги, оказываемые владельцами железнодорожных путей необщего пользования. А доклад начальника Управления экономики и финансов АО «Востсибпромтранс» (г. Красноярск) Т.А. Средниковой был озаглавлен так: «Пробелы в системе тарифообразования транспортных услуг, оказываемых на путях необщего пользования. Пути усовершенствования методологии». В этом докладе, помимо прочего, было отмечено, что стоимость услуг маневровых локомотивов частных ППЖД в среднем на 15-40% ниже, чем стоимость услуг маневровых локомотивов «РЖД», оказывающих аналогичные услуги. Кроме того, она отметила, что темпы индексации стоимости услуг ППЖТ отстают от соответствующих темпов индексации тарифов «РЖД».


Фото 7. Доклад М.И.Шмулевича (на фото - слева). В центре - модератор третьей секции П.А. Иванкин, справа - Г.Е.Давыдов


Фото 8. Выступление Т.А. Средниковой (на фото - слева)

     В выступлении экономиста И.П.Ильина был поднят вопрос эффективности тарифной политики «РЖД» с бюджетной точки зрения. Докладчик оченьэкспрессивно доказывал, что сдерживание темпов роста тарифов «РЖД» в том числе с помощью механизма долгосрочного тарифообразования является неверной стратегией и что – наоборот – темпы роста тарифов «РЖД» должны быть выше инфляции (аналогичной точки зрения, кстати, придерживается и А.Н. Синёв) и инвестиционная программа «РЖД» нуждается в улучшении».
     В конце конференции Г.Е.Давыдов подвёл её итоги, резюмируя выступления основных докладчиков и отметив, что в течении дня прозвучало много интересных докладов.
     Так же стоит отметить, что в «Крейнинских чтениях» приняли участие дети А.В. Крейнина – Я.А.Крейнин и Л.А.Леонова, которые так же выразили удовлетворение проведённой конференцией и отдельно поблагодарили Л.А. Мазо и Г.Е.Давыдова за организацию Чтений.
     Всего прозвучало тринадцать докладов (включая вступительные выступления) двенадцати докладчиков, посетило конференцию сорок слушателей.
     В дискуссии приняли участие представители как отрслевой науки (из РУТ (МИИТ), ВШЭ, РАНХиГС и др. вузов), так и представители транспортного бизнеса, что ещё раз подтверждает стратегию ИПЦиРЕМ на проведение конференций в области экономики железнодорожного транспорта, нацеленную на объединение в рамках проводимых мероприятий представителей отраслевой науки с представителями бизнеса.

Автор фото: Ф.И.Хусаинов


Материалы докладов:

  1. Л.А. Мазо Тезисы «Вступительного слова»

  2. Г.Е.Давыдов «Сотрудничество А.В. Крейнина с журналом "Бюллетень транспортной информации"»

  3. В.Н.Варгунин «Адаптация тарифной системы в сфере грузовых железнодорожных перевозок к современным экономическим тенденциям»

  4. Г.Е.Давыдов «Государственное регулирование тарифов на железнодорожные перевозки грузов и связанные с ними услуги в контексте "регуляторной гильотины"»

  5. А.Г. Кириллова «Вопросы формирования сквозных тарифов на перевозки грузов по международным транспортным коридорам»

  6. Д.С. Гордеев «Совершенствование тарифной системы грузовых железнодорожных перевозок: ценообразование по Рамсею»

  7. П.А.Иванкин «Железнодорожные тарифы: вчера, сегодня, завтра»

  8. А.Н. Синёв «Тариф - выражение ценности или стоимости? Время вернуться к дискуссии

  9. Ф.И. Хусаинов «Вклад К.Я.Загорского в теорию и практику тарифного дела (к 160-летию со дня рождения)»

  10. Т.А.Средникова «Пробелы в системе тарифообразования транспортных услуг, оказываемых на путях необщего пользования. Пути усовершенствования методологии»

  11. И.П.Ильин «Бюджетная неэффективность тарифного регулирования»

[Сайт docme, на котором выкложены эти презентации (и многие другие презентации) почему-то заблокирован и все презентации, которые там выложены - недоступны. Надеюсь, что это временно. Пока эти презентации можно скачать со страницы отчёта о конференции на сайте ИПЦиРЕМ ВШЭ: https://ipcrem.hse.ru/news/315062677.html]

_____________________________

Дополнене от 12.11.2019 г.
Видео конференции: часть 1, часть 2

Tags: ВШЭ, Железнодорожные тарифы, Крейнин, Научные мероприятия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments