f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Category:

Моя "колонка эксперта" в "РЖД-Партнере": Операторы реагируют на стимулы

     В 17-м номере журнала "РЖД-Партнёр" (сентябрь, 2019 г.) в рубрике "Колонка эксперта" опубликована моя очередная колонка под названием "Операторы реагируют на стимулы" (PDF страницы журнала - по ссылке).



Колонка представляет собой несколько изменённый текст моего поста здесь в ЖЖ от 28.07.2019 г.

Под катом привожу полный текст опубликованной колонки:

                                             Операторы реагируют на стимулы

     Обсуждая проблематику перевозок продукции строительной отрасли, грузоотправители низкодоходных грузов первого тарифного класса зачастую упрекают операторские компании в том, что после унификации тарифов на порожний пробег полувагонов в 2012 году они утратили интерес к попутной загрузке недорогой продукцией, в частности щебнем.
     Упрек стоит проанализировать с точки зрения экономиста.
     Согласно известной шутке, суть экономической науки можно описать в четырех словах: «Люди реагируют на стимулы». Все остальное – детали.
Именно через призму стимулов и стоит рассмотреть тарифное решение 2012 года. До унификации тарифов на порожний пробег оператор осуществлял так называемую "отмывку порожнего рейса", для того чтобы не платить повышенный тариф за порожний пробег. Вагон после выгрузки груза третьего тарифного класса подавался под погрузку низкодоходной продукции (например, щебня) и затем отправлялся в регион, где ожидалась следующая погрузка, как правило, более высокодоходного груза.
     В результате довольны были и грузоотправители низкодоходных грузов, так как они получали вагон по низкой ставке, и операторы, поскольку они экономили на расходах на порожний пробег. Но при этом вагон в дополнительных простоях мог терять от двух до пяти суток по сравнению с непрерывным маятниковым движением между пунктами погрузки и выгрузки, так как подача под погрузку низкодоходного груза занимала какое-то время, а, кроме того, ожидание более выгодного рейса также замедляло оборот вагона.
     В итоге РЖД совместно с ФСТ приняли решение об унификации тарифов на порожний пробег универсальных вагонов, одобренное Минтрансом, ФАС и прочими регуляторами, которое вступило в силу в ноябре 2012 года. Цель заключалась в повышении ритмичности движения и ускорении оборачиваемости вагонов. По замыслу авторов идеи, ее реализация должна была ускорить возврат вагонов из-под выгрузки и их передислокацию под следующую погрузку. При этом экспертное сообщество обсуждало и возможные риски, одним из которых было снижение для оператора привлекательности подачи вагонов под погрузку грузов первого тарифного класса в тех случаях, когда это отвлекает вагон от основного груза.
     Таким образом, то, что произошло после 2012 года, не было внезапной потерей интереса операторов к схемам попутной загрузки. Они вполне предсказуемо прореагировали на стимулы, предложенные регуляторами. Ситуация развивалась именно в том направлении, что и ожидалось, и косвенным подтверждением стало то, что в структуре оборота вагона рабочего парка снизилась доля времени его нахождения под грузовыми
операциями. Если в 2013 году этот элемент оборота вагона составлял 188,6 ч, а в 2014-м – 199 ч, то в 2018 году он снизился до 156,6 ч. Доля этого элемента в структуре оборота вагона в 2013-м составляла 46,4%, в 2014-м – 48,7%, но постепенно к 2018 году упала до 42%. Произошло это именно потому, что после выгрузки вагоны могли оперативно отправляться под следующую погрузку, а не ждать "очистки" тарифа за порожний пробег.
     Как известно, бесплатных завтраков не бывает – и за улучшение одного параметра эксплуатационной работы зачастую приходится платить ухудшением другого. В данном случае за ускорение продвижения вагона после выгрузки пришлось заплатить потерей погрузки некоторых грузов, экономически представляющих меньший интерес для операторов. Таким образом, мы увидели бихевиористский эксперимент в чистом виде: если были созданы стимулы, сподвигнувшие участников рынка ко вполне определенному поведению, то теперь странно упрекать их в том, что они
ведут себя сообразно этим стимулам.

Фарид Хусаинов, эксперт Института проблем ценообразования
и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ, к. э. н.
Tags: Заметки, Мои публикации, Операторы, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments