f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Размышления накануне Дня железнодорожника

     Сегодня в связи с предстоящим днём железнодорожника прогулялся в обеденный перерыв к памятнику строителям железных дорог у Казанского вокзала и к памятнику первому министру петей сообщения П.П. Мельникову на Комсомольской площади.


     И вот о чём подумал. Как известно, в России есть традиция, в соответствии с которой бывшие и нынешние руководители МПС, РЖД, Минтранса каждый год в день железнодорожника (или накануне) возлагают цветы к памятнику Мельникову. Мельников, таким образом является как бы символом железных дорог и железнодорожников как сообщества.
     Но это парадоксальная история. И здесь целых два парадокса.
     Символом железных дорог стал не тот, кто построил первую железную дорогу в России, не тот, кто убедил царя разрешить её строить (преодолевая, кстати сопротивление тогдашнего "Минтранса"-графа К.Ф.Толя), не те, кто построили первый в России паровоз, а человек, который возглавил министерство, которое все эти процессы контролировало. Причём, Мельников стал первым министром путей сообщения в 1865 году, хотя сами железные дороги существовали с 1838 года.
     Второй парадокс меньше бросается в глаза. В те далёкие времена были "железнодорожники" - так называли сотрудников частных железнодорожных компаний, но не МПС (я, кстати, раньше об этом не знал, узнал только из книг Алексея Борисовича Вульфова). И лишь после того, как МПС постепенно "поглотило" все железные дороги (хотя это было уже не при Мельникове, а позже) день железнодорожника стал главным праздником сотрудников МПС, каковым и был в СССР, после возобновления его празднования. И всё же в этом поклонении первому министру путей сообщения (который, впрочем, отметим, действительно был незаурядным и даже выдающимся, в масштабах отрасли, человеком) есть глубокий символизм: в России символом становится не тот, кто первым что-то создал, а тот, кто созданное кем-то захватил и передал государству, как Ермак Сибирь, например.
P.S. Это не означает, что Мельников ничего не создал. Он строил (вместе с Крафтом) дорогу Петербург-Москва, он был автор одной из первых работ об устройстве железных дорог, так что сам он фигура заметная в истории железных дорог, но мои соображения, высказанные выше не столько о Мельникове, сколько о восприятии россиянами своего государства.
Tags: Заметки, История железных дорог
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments