f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Ортега-и-Гассет "Миссия университета"

     В издательстве Высшей школы экономики вышло второе издание небольшой книжечки Хосе Ортеги-и-Гассета "Миссия университета". Это размышления философа по поводу системы высшего образования спровоцированные дискуссией об университетской реформе в Испании в 1930 году. В основе книги лежит его лекция, прочитанная по приглашению Федерации студентов Университета Мадрида в октябре 1930 года.



     Ортега озабочен и ролью человека науки, преподавателя в транслировании знания (он отделяет научную функцию исследователя от функции транслирования знания, т.е. собственно преподавания) и в целом институциональным устройством Университета. Не одного конкретного университета, а Университета- как явления.
      Ортега пишет: "Человек науки должен перестать быть тем, кем он, к сожалению, нередко является сейчас: варваром, отлично знающим один предмет".
     И это, очевидно, сильно напоминает мысли из другой, самой известной его работы.
     Его мнения о том, как должно быть устроено университетское образование и как должно быть построено взаимодействие между наукой и преподаванием, как минимум, любопытны.
     "Случайно ли, что университеты возникли только в Европе, хотя на свете существует множество народов?" , - задается вопросом автор книги. И отвечает на этот вопрос, что нет, это не случайно. "Это означает, что европейский человек принял загадочное решение жить исходя из своего интеллекта, опираясь на него". Другие народы в те времена предпочли жить исходя из других принципов и опираясь на другие основы - традицию, религию, "мудрость предков", привычки, предрассудки. Автор пишет "Если бы культура и профессии остались в университете изолированными, не связанными с непрерывным научно-исследовательским брожением, они бы очень быстро погрязли в витиеватом схоластизме. Нужно, что бы вокруг университетского минимума располагались становища наук - лаборатории , семинары, дискуссионные центры. Они должны стать гумусом, в котором высшее образование пустит свои ненасытные корни. (...) Что недопустимо, так это путать ядро университета с тем кругом исследований, который должен ему сопутствовать. Университет и лаборатория - два разных и взаимосвязанных органа единого организма. (...)Наука - деятельность слишком возвышенная и тонкая, что бы из неё можно было создать институт. Наука не поддаётся ни подчинению ни регламентации. Поэтому и высшему образованию и научному исследованию наносится равный урон, когда их пытаются объединить, вместо того чтобы расположить их по соседству, - так, что бы они могли интенсивно и постоянно, но в то же время, свободно и спонтанно влиять друг на друга."
     Ортега подчёркивает, что исследовательская функция и преподавательская не всегда могут сосуществовать в одном человеке, и хороший исследователь зачастую ненавидит процесс преподавания, а блестящий преподаватель может оказаться никудышним исследователем. Таким образом, "англо-саксонская" модель, в которой преподаватель одновременно должен быть исследователем, а университет одновременно должен быть и местом обучения и местом обитания науки, философу не близка. С другой стороны, он не сторонник и полного разделения этих двух функций (как было, например, в СССР, где наука концентрировалась в академических институтах, а преподавание в вузах), постоянно подчёркивая, что эти функции постоянно должны быть рядом и взаимообогощаться.
     
Tags: Книги, Наука, Науковедение, Образование
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments