f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Первый наркомпути: схватка со Львом

     Любопытная статья В.Максакова о первом наркоме путей сообщения- М.Т.Елизарове. Статья называется "Первый наркомпути: схватка со Львом" и посвящена, как сразу понятно из названия, о противостоянии с Л.Д. Троцким.
     Марк Тимофеевич Елизаров - первый советский нарком путей сообщения (он был мужем сестры В.И.Ульянова-Ленина Анне Ульяновой). Кстати, один из немногих из первых наркомов путей сообщения, кто не был расстрелян, а сам умер от тифа.



     Небольшая цитата из статьи: "Цель Елизарова – реорганизовать управление железнодорожным транспортом на «революционных началах» – казалась невыполнимой. Он столкнулся с тем, что железнодорожники в массе своей не были готовы идти за советской властью. Новый наркомпути считал, что необходимо действовать через профсоюзы, а для начала «разъяснить товарищам на железных дорогах их нынешнее положение».
(...) Троцкий потребовал контроля над железными дорогами со стороны красногвардейцев. Логичное возражение наркомпути [Елизарова] было принято Лениным: «Мы не можем передать ж.-д. в руки красногвардейцев хотя бы потому уже, что они сами замедлят своё движение. Необходимы железнодорожники».
     Но в железнодорожниках не был уверен сам Троцкий. По его словам, «их преданность революции пока ещё не доказана делом и среди них много чуждых нам элементов, даже контры. Перед нами со всей остротой стоит вопрос: что быстрее – обучить красногвардейцев водить поезда или перековать несознательных железнодорожников. Не надо себя успокаивать глупым благомыслием. Мы должны – а значит, можем – вершить мировую революцию. Принесём в жертву несколько месяцев ради этого исторического часа. Не будем мыслить в границах республики – нам тесно! – империя нас эксплуатировала, а теперь мы используем её осколки».
      На последнем перед Новым, 1918 годом заседании советского правительства наркомпути ухватился за самый сильный козырь, предложенный ему Троцким. «Товарищ Троцкий не уверен в железнодорожниках... Но даже это недоверие к рабочим не так страшно, как желание подчинить пути сообщения военным целям. Не с этим ли стремлением царизма мы боролись? А как же революционное творчество масс? Мы несём революцию, а не войну, мы за мир». Марк Тимофеевич напоминал, что дореволюционные инженеры железных дорог были близки к военному ведомству, «а от этого наследия нам надо избавляться».
     Желавший «опрофсоюзить» железные дороги нарком в очередной раз подвергся критике. Троцкий заявил: «Такое профсоюзное самоуправление чревато анархизмом в худшем смысле слова. И это левачество нам ни к чему. Все дела наркомпути надо увязать с центром железными нитями, иначе мы потеряем железнодорожников, борющихся за какие-то особые свои права. Это никакое не революционное творчество масс, а чистое самоуправство, которому надо положить конец».
     Наркомпути и председатель Реввоенсовета понимали чрезвычайную важность НКПС совершенно по-разному. (...) Позицию Троцкого в полной мере приняли позже, когда наркомпути был назначен Феликс Дзержинский
".

P.S. Дополнительную информацил о М.Т. Елизарове можно прочитать по ссылке.
Tags: История железных дорог
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments