f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Субъективность для объективности

     В № 11-12 журнала "РЖД-Партнёр", в традиционной рубрике "Колонка эксперта" вышла моя небольшая колонка "Субъективность для объективности" (PDF этой страницы с колонкой - по ссылке).

     Так как объём колонки ограничен 3 тыс. знаками, публикую здесь полный текст заметки, в том виде, в каком она была написана, возможно, читателям будет интересен полный текст, хотя там повторяется тезис, который ранее уже звучал здесь, в блоге).

          *         *         *

Фарид Хусаинов
О субъективных и объективных измерениях в экономике

     Экономисты знают, что зачастую субъективное восприятие того или иного параметра товаров, услуг или качества проводимой экономической политики гораздо более важно, чем объективно измеренное, потому что при субъективной оценке в неё неявно включено больше информации.
Например, при одной и той же температуре воздуха, человек может чувствовать, что ему теплее или холоднее, потому что субъективное ощущение включает, помимо температуры ещё и влажность и скорость ветра. При одной и той же инфляции, в одной стране товар можно купить свободно, а в другой - только из под полы или отстояв огромную очередь. И в этом случае, даже правильно измеренная инфляция сообщает нам не всё об этом товаре, и спросе на него. Потребитель в этом случае располагает большей информацией, чем экономист, который видит только показатель инфляции. Точно так же расчётные данные, полученные на основе той или иной «научной» методики могут говорить, что на рынке есть профицит вагонов, а по данным опроса ИПЕМ, окажется, что 84 % грузоотправителей заявляют, что ощущают дефицит. И грузоотправителя, которому не хватает вагонов, (или которые прибывают позже срока) никакие «научные методики» не убедят.
     Великий австрийский экономический мыслитель Фридрих фон Хайек (120-летие со дня рождения которого отмечает в этом году экономическая общественность) называл подобную информацию «рассеянным знанием», понимая под этим знания, сведения, оценки, которые знают участники рынка, участники производственного процесса, потребители продукции, но которая не существует в собранном, упорядоченном виде и поэтому недоступна для «научного» анализа.
     Кроме того, - и в нашем случае это не менее важно! - если в какой-то больнице градусник один и принадлежит тому, чья премия зависит от средней температуры по больнице, то такой градусник может показывать неверную температуру. Неверную, но удобную для того, чьи KPI зависят от показателя температуры.
     В этой ситуации объективную информацию можно получить только обращаясь к субъективным оценкам. Вот такая диалектика! И один из эффективных инструментов сбора и агрегирования субъективных оценок- это опросы. Они могут показать, что скорость падает, а с просрочкой прибывает одно количество грузов, а официальные цифры будут сообщать, что скорость растёт, а доля просрочки совершенно другая, много меньше. В таких условиях именно замеры субъективных ощущений клиентов ОАО "РЖД", могут дать дополнительную информацию как для анализа, так и для действий по улучшению ситуации (если предположить, что есть такая цель - улучшить ситуацию, а не просто отчитаться об успехах).
     В статье Ю.И. Соколова, И.М. Лаврова, О.А. Аверьяновой и Н.А. Чередникова «Методы анализа индекса качества транспортного обслуживания грузовладельцев», опубликованной в журнале «Экономика железных дорог» (№4, за 2019 г.), приводятся любопытные данные из отчётов проекта «Индекс качества», который на протяжении многих лет делают сотрудники журнала «РЖД-Партнер» . Опросы грузовладельцев показывают, что интегральный показатель оценки качества услуг ОАО «РЖД» с 2011 года по 2015 стабильно увеличивался, пройдя путь от отметки в 50 баллов до 68,8 баллов. Но в 2016-2018 гг. каждый год этот показатель немного уменьшается относительно предыдущего года и в 2018 г. составил 60,5 баллов. Это самый низкий показатель за последние шесть лет (чуть ниже он был только в 2012 году). С чем связано, что четвёртый год подряд (три года 2016-2018 и в 1 кв. 2019 г.) клиенты железных дорог всё хуже и хуже оценивают их работу? Максимальные оценки удовлетворённости работой РЖД со стороны грузоотправителей, клиентов железных дорог были достигнуты к 2014-2015 гг., а затем началось снижение. Как мы все помним, после массового списания вагонов в 2015-2016 гг., наступил период относительной нехватки подвижного состава. Когда сегодня говорят, что много вагонов - это плохо, стоит вспоминать цифры опросов и задумываться - почему именно в этот период клиенты железных дорог оценивали их работу выше, чем в любые годы как до, так и после.
Таким образом проблема "дефицита/профицита" со стороны клиентов РЖД видится совсем иначе, чем со стороны самих РЖД и Минтранса, которые постоянно жаловались на излишек вагонов. Кстати, на одной из конференций, которую организовывали "Промышленные грузы" я задал вопрос представителю грузоотправителей строительной отрасли, который как раз говорил о дефиците полувагонов под щебень. Я спросил его «Когда работа грузоотправителей-щебёночников за последние 20 лет была наиболее комфортной?» И он назвал 2014 год и первую половина 2015-го и уточнил, что до этого вагонов не хватало и после снова не хватало.
     Таким образом, тезис РЖД о том, что период профицита - это был самый неприятный период в их жизни стоит ещё раз обдумать. Может быть именно такая работа, при которой монополии сложно и некомфортно - максимально полезна и хороша для экономики и для промышленности?
     За последний год уже неоднократно писалось в СМИ и звучало на конференциях, что в последние пару-тройку лет официальные показатели просрочки сильно разошлись с ощущениями грузоотправителей (до этого статистические данные РЖД более-менее совпадали с субъективными оценками опрашиваемых, но потом - что-то произошло). Данные опросов Индекса качества, приведённые в упомянутой выше статье говорят о том, что с 2011 по 2016 год удовлетворённость сроками доставки действительно возрастала, но в 2017 и 2018 году, на фоне формально улучшающейся ситуации с просрочкой, субъективные оценки грузоотправителей входят в резкое противоречие с официальной статистикой РЖД. Не будем здесь рассматривать причины этого, т.к. на страницах «РЖД-Партнера» это уже неоднократно освещалось, отмечу лишь, что это важный урок для тех, кто в каком-нибудь другом, последующем правительстве будет придумывать KPI для госкомпаний: как только какой-то статистический показатель становится основой KPI, он сразу перестаёт быть релевантным, он сразу же перестаёт передавать ту информацию, для передачи которой был создан.
Tags: Заметки, Мои публикации
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments