f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Отчёт о 16-м заседании семинара «Экономика железнодорожного транспорта» в НИУ ВШЭ 21.05.2019 г

С некоторыи отставанием "от графика" :-), публикую краткий отчёт о 16-м заседании семинара «Экономика железнодорожного транспорта», прошедшем в НИУ ВШЭ 21.05.2019 г
     Во вторник 21 мая 2019 г. в НИУ ВШЭ прошло очередное, шестнадцатое заседание открытого межвузовского научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта».
     На семинаре выступил экономист Валерий Кизилов с докладом: «Британские железные дороги на рубеже XX и XXI веков: между государством и рынком».
     В докладе были рассмотрены история приватизации и затем национализации железных дорог Великобритании, а, кроме того, докладчик затронул сегодняшние дискуссии, ведущиеся в Англии о дальнейших реформах в отрасли.
     Докладчик рассказал о том, что в 1994-1997 железные дороги Великобритании были приватизированы, подвижной состав (вагоны, локомотивы) и управление поездами перешли к нескольким компаниям, между которыми развернулась относительно свободная конкуренция. Сеть британских рельсовых путей (инфраструктура) перешла к частной компании Railtrack. В дальнейшем объем железнодорожных перевозок существенно вырос, как и уровень их безопасности, а себестоимость при этом снизилась. В докладе было отмечено, что по показателю безопасности, Британские железные дороги являются самыми безопасными в Европе (после Финских), что опровергает миф о том, что приватизация приводит к снижению безопасности. Кроме того, неоднозначной оказалась оценка динамики цен на билеты: в с одной стороны общий уровень цен на поездки в час пик вырос, с другой, за счёт гибкой политики цены на билеты не в час пик и билеты, приобретаемые заранее цены в реальном исчислении- снизились. Кроме того, докладчик отметил, что количество рейсов в час на наиболее загруженных направлениях, таких как Лондон-Манчестер, Лондон-Бристоль и др. выросли в два-три раза.
     Вместе с тем, в силу разных причин, о которых так же рассказал докладчик, в 2002 лейбористское правительство повернуло вспять коммерциализацию рельсовых путей и передало их в собственность новой организации Network Rail, которая формально считалась частной, но не имела акционеров, не имела права платить дивиденды и была подчинена государству.
     В 2014 году Network Rail официально была признана государственной организацией. За период существования Network Rail ее убыточность сохранилась, а размер государственных субсидий вырос. Менеджмент Network Rail не заинтересован ни в росте объема перевозок, ни в снижении издержек.
     Сегодня Великобритания начала новый этап железнодорожных реформ. Крис Грейлинг, занимающий пост министра транспорта с 2016 года, объявил, что целевым ориентиром для британских железных дорог должна стать Япония, где сеть железнодорожных путей разделена между несколькими частными компаниями, каждая из которых вертикально интегрирована с операторами-перевозчиками.
     Оппонентами/содокладчиками выступили:, доцент кафедры «Экономика, финансы и управление на транспорте» РОАТ РУТ (МИИТ), эксперт Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ, к.э.н. Фарид Хусаинов и профессор кафедры «Управления транспортно-экспедиционным обслуживанием» ГУУ, д.э.н. Татьяна Богданова.
    Модератором семинара выступил директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий, к.э.н. Илья Долматов.
     В дискуссии также приняли участие представители транспортного экспертного сообщества. В частности, выступили представители РУТ (МИИТ), ГУУ, НИУ ВШЭ, ОАО «РЖД», ВНИИЖТ, «Новой перевозочной компании», Союза транспортников России, Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД», представители российских и английских консалтинговых компаний, работающих в сфере железнодорожного транспорта а также представители операторских и лизинговых компаний, работающих на российском рынке железнодорожных перевозок и представители грузоотправителей-клиентов российских железных дорог. Наряду с экспертами, в семинаре приняли участие студенты НИУ ВШЭ (в основном, как я понял, с факультета логистики).


Ниже - несколько фотографий с семинара и ссылки на презентации докладчика и содокладчиков/оппонентов.


Фото 1. Слева направо: И.А. Долматов, В.В. Кизилов, Ф.И. Хусаинов, Т.В. Богданова


Фото 2


Фото 3


Фото 4


Фото 5
Авторы фото 1-2 - Т.М.Гайноченко, 3-4 - О.С. Семёнова.

1. Презентация В.В. Кизилова
2. Презентация Ф.И. Хусаинова (если эта ссылка не открывается, то моя презентация доступна ещё по этой ссылке, а кроме того, вот пост от 22.05.2019 г. с моими тезисами).
3. Презентация Т.В. Богдановой

Отчёт о семинаре на сайте ВШЭ - по ссылке.
Tags: ВШЭ, Научные мероприятия, Реформа железных дорог, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments