f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Моя презентация со вчерашнего семинара в ВШЭ о приватизации железных дорог в Великобритании

     Вчера прошло очередное 16-е заседание семинара "Экономика железнодорожного транспорта" в ВШЭ, посвящённое приватизации железных дорог в Великобритании. Основным докладчиком был Валерий Кизилов, оппонентами/содокладчиками - я и д.э.н., проф. Т.В. Богданова из ГУУ.
     Отчёт о семинаре с изложением доклада В.Кизилова я опубликую немного позже, но пока хотел опубликовать здесь презентацию к своему докладу и написать несколько слов о том, почему эта тема, на мой взгляд, актуальна.
     Изучение структурных реформ в области монополий вообще и железных дорог в частности с одной стороны очень важна с интеллектуальной точки зрения, а с другой, как ни странно, почти совсем не отрефлексирована нашим транспортным сообществом.
     Все слышали, что "вроде бы там в Англии были какие-то реформы", но большинство не понимает, или не знает (или даже - не задумываются) - в чём они заключались, какой выбор делали британцы в процессе обсуждения, какие последствия этого были и - самое главное- почему от реформы отказались?
     Отказались потому что конкуренция не нужна? Или она не получилась и её не было? Отказались потому что приватизация - это плохо, а государственное - это хорошо или потому что по настоящему частными дороги так и не стали?
     Почему приватизация железных дорог прошла в 20 странах, таких как Канада, Япония, Бразилия, Аргентина, Мексика и мы про них не слышим (поскольку там приватизация прошла удачно?), а в Британии "не получилось"?
     В Британии не получилось потому что там сделали не так, как в Канаде или Японии, потому что там выстроили не такую структура отрасли, как в США или Японии? Или такую, но что-то сделали не так?
     К сожалению, в российском научно-педагогоческом сообществе почти никто ничего не знает о реформах и на русском языке нет практически ни одной книги, специально посвящённой этой реформе (есть только отдельная глава в книге ИПЕМа про реформы,  немного в книге А.И. Гурьева "Из тупика" и один параграф в моей книжке "Экономические реформы на железнодорожном транспорте" 2012 г.). (А на английском языке есть, например,  исследование Гурвица в 3 томах - целиком посвящённое приватизации железных дорог в Великобритании. Британцы активно изучают свои реформы- как удачные, так и провалившиеся. Почему этого нет в отечественной экономической/транспортной  науке? Почему  отечественная транспортная наука почти не обсуждает один из главных кейсов реформ железных дорог последних десятилетий? Отсутствие подробного обсуждения  -это конечно же огромный интелектуальный провал нашей науки, или, если хотите  -пробел, который нужно исправлять).
     Поэтому, пользуясь случаем, от имени организаторов семинара выражаю благодарность докладчику- Валерию Кизилову, за то, что он взялся сделать доклад по этой теме (его презентация доступна по ссылке).
     Моё краткое выступление на семинаре, в качестве содокладчика/оппонента было не столько оппонирующим, сколько уточняющим. Я сделал акцент на некоторых аспектах не затронутых докладчиком. Впрочем, сразу оговорюсь, что тема эта очень широкая и очень многих аспектов этого сюжета, о которых на самом деле очень интересно поговорить, ни я в своём докладе ни в целом участники семинара не успели коснуться. Например о том, как идеи Оливера Уильямсона, высказанные в начале 1980-х (лауреата, кстати говоря, Нобелевской премии за 2009 год) повлияли на разработку экономистами идей «торгов за франшизу» или о том, - почему избиратели уполномочили Джона Мейджора непременно приватизировать железные дороги и т.д.
     Я в своём небольшом сообщении/докладе коснуся только одного аспекта- почему приватизация железных дорог в Великобритании в итоге, несмотря на отдельные положительные результаты, оказалась, в целом, скорее неудачной. Во всяком случае, была воспринята как неудачная британским обществом, в том числе, кстати, и потому, что изначальной идеей было отказаться от государственных субсидий, но достичь этого не удалось (т.е.-формально говоря- заявленные цели не были достигнуты). Но, вместе с тем, в каких-то аспектах (рост погрузки грузов, грузооборота, перевозок пассажиров и пассажирооборота) были и успехи.
     Полностью моя презентация доступна по ссылке.
Tags: ВШЭ, За рубежом, Мои презентации, Научные мероприятия, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments