f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Про инфляцию и тарифы

     Как я писал здесь ранее, Минэкономразвития опубликовало в апреле очередной прогноз на 2021 и 2022 гг., в приложениях к которому содержится поогноз до 2024 года. Он в общем, повторяет параметры прогноза до 2036 года (опубликованного ранее, в ноябре 2018), но уточнён с учётом итоговых цифр 2018 года.
     Прогноз по инфляции до 2030 года выглядит согласно этим прогнозам так, как показано на рис. 1 (данные с 2013 по 2018 гг. - это факт, по данным Росстата, а серенькие столбики с 2019 по 2030-прогноз МЭР).


  Рис.1


     МЭР сейчас публикует и прогноз по инфляции (ИПЦ) декабрь к декабрю (более привычные для всех цифры) и среднегодовой показатель (или "год к году"). Помимо этого, МЭР публикует и прогноз индекса цен производителей промышленных товаров (ИЦП), но, кажется, только среднегодовой.
     Инфляция "декабрь к декабрю" используется в большинстве аналитическиз обзоров, в учебниках по экономике и в научных статьях. А зачем нужна инфляция год к году?
     Применительно к железнодорожному транспорту, среднегодовой показатель инфляции важен, поскольку именно он вписан в приказ ФАС России  № 997/18 от 13.07.2018, в котором (в приложении №1) приводится формула долгосрочной индексации тарифа на грузовые железнодорожные перевозки.
     Если мы подставим данные из прогноза МЭР (именно годовые, а не "декабрь к декабрю") в формулу из приказа ФАС, то получим цифры, приведённые на рис.2 (здесь с 2013 по 2019 - факт, а данные для 2020-2024 гг.-прогноз)


 Рис.2

     Вы можете сами взять цифры и проверить. Смотрите: для 2020 года это будет (2,0+4,6+3,4+4,0)/4=3,725 % и вычитаем 0,1% получаем 3,6%; для 2021 г. это будет (4,6+3,4+4,0+4,0)/4=4,0 % и вычитаем 0,1% получаем 3,9% и так далее.
     В тексте Долгосрочной программы развития РЖД (ДПР) цифры прогнозных темпов индексации проставлены аналогичные тем, что я привожу на рис.2.
     Но вот в прогнозе МЭР (см. рис.3) цифры немного другие (отличаются 2020 и 2021 гг.).
     (Сначала я подумал, что это связано с тем, что сотрудники МЭР по ошибке взяли не тот показатель инфляции. Давайте проверим. Если мы возьмём инфляцию декабрь к декабрю, то для 2020 года получим: (3,4+4,3+3,8+4,0)/4=3,875 % и вычитаем 0,1% получаем 3,775 % или, округляя, получим 3,8%. Как раз цифра из прогноза МЭР. Но вот для 2021 года в этом случае всё равно не получится 4,1, поэтому я не понимаю, откуда взялись цифры прогноза МЭР).


Рис.3

     Иногда, люди, пытаясь спрогнозировать уровень индексации тарифов РЖД пытаются найти какую-то зависимость между инфляцией и индексацией (они почему-то думают, что здесь есть какая-то система). :-)
     Мы пока не знаем, будет ли в будущем тариф всегда расти на величину "темп инфляции минус 0,1%", но если посмотреть на динамику за 9 лет- с 2010 по 2018 гг. (см. рис.4), то можно заметить, что индексация тарифов превышала инфляцию (ИПЦ) в 6-ти годах из 9-ти.

   
Рис.4

     В 2018 и 2019 году были попытки изменить эту тенденцию, но в итоге в эти годы не только сама индексация была выше инфляции, но и появились разного рода дополнительные элементы (например, дополнительное увеличение тарифов на порожний пробег полувагонов), которые привели к тому, что фактический рост тарифов был даже выше чем формальная цифра индексации.

P.S. Для тех, кого интересует не ИПЦ, а ИЦП, т.е. индекс цен производителей промышленной продукции (или индекс цен в промышленности), отмечу здесь, что МЭР и его прогнозирует, и этот показатель так же бывает "декабрь к декабрю" и среднегодовой (год к году), но в документе МЭР содержится прогноз только для  годовой разновидности этого показателя (см. рис.5).


Рис.5

      На рис. 5, по аналогии с рис.1 - данные с 2013 по 2018 гг. - это факт, по данным Росстата, а серенькие столбики с 2019 по 2030-прогноз МЭР.
Tags: Железнодорожные тарифы, Заметки, Экономика, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments