?

Log in

No account? Create an account

f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Про инфляцию и тарифы
f_husainov
     Как я писал здесь ранее, Минэкономразвития опубликовало в апреле очередной прогноз на 2021 и 2022 гг., в приложениях к которому содержится поогноз до 2024 года. Он в общем, повторяет параметры прогноза до 2036 года (опубликованного ранее, в ноябре 2018), но уточнён с учётом итоговых цифр 2018 года.
     Прогноз по инфляции до 2030 года выглядит согласно этим прогнозам так, как показано на рис. 1 (данные с 2013 по 2018 гг. - это факт, по данным Росстата, а серенькие столбики с 2019 по 2030-прогноз МЭР).


  Рис.1


     МЭР сейчас публикует и прогноз по инфляции (ИПЦ) декабрь к декабрю (более привычные для всех цифры) и среднегодовой показатель (или "год к году"). Помимо этого, МЭР публикует и прогноз индекса цен производителей промышленных товаров (ИЦП), но, кажется, только среднегодовой.
     Инфляция "декабрь к декабрю" используется в большинстве аналитическиз обзоров, в учебниках по экономике и в научных статьях. А зачем нужна инфляция год к году?
     Применительно к железнодорожному транспорту, среднегодовой показатель инфляции важен, поскольку именно он вписан в приказ ФАС России  № 997/18 от 13.07.2018, в котором (в приложении №1) приводится формула долгосрочной индексации тарифа на грузовые железнодорожные перевозки.
     Если мы подставим данные из прогноза МЭР (именно годовые, а не "декабрь к декабрю") в формулу из приказа ФАС, то получим цифры, приведённые на рис.2 (здесь с 2013 по 2019 - факт, а данные для 2020-2024 гг.-прогноз)


 Рис.2

     Вы можете сами взять цифры и проверить. Смотрите: для 2020 года это будет (2,0+4,6+3,4+4,0)/4=3,725 % и вычитаем 0,1% получаем 3,6%; для 2021 г. это будет (4,6+3,4+4,0+4,0)/4=4,0 % и вычитаем 0,1% получаем 3,9% и так далее.
     В тексте Долгосрочной программы развития РЖД (ДПР) цифры прогнозных темпов индексации проставлены аналогичные тем, что я привожу на рис.2.
     Но вот в прогнозе МЭР (см. рис.3) цифры немного другие (отличаются 2020 и 2021 гг.).
     (Сначала я подумал, что это связано с тем, что сотрудники МЭР по ошибке взяли не тот показатель инфляции. Давайте проверим. Если мы возьмём инфляцию декабрь к декабрю, то для 2020 года получим: (3,4+4,3+3,8+4,0)/4=3,875 % и вычитаем 0,1% получаем 3,775 % или, округляя, получим 3,8%. Как раз цифра из прогноза МЭР. Но вот для 2021 года в этом случае всё равно не получится 4,1, поэтому я не понимаю, откуда взялись цифры прогноза МЭР).


Рис.3

     Иногда, люди, пытаясь спрогнозировать уровень индексации тарифов РЖД пытаются найти какую-то зависимость между инфляцией и индексацией (они почему-то думают, что здесь есть какая-то система). :-)
     Мы пока не знаем, будет ли в будущем тариф всегда расти на величину "темп инфляции минус 0,1%", но если посмотреть на динамику за 9 лет- с 2010 по 2018 гг. (см. рис.4), то можно заметить, что индексация тарифов превышала инфляцию (ИПЦ) в 6-ти годах из 9-ти.

   
Рис.4

     В 2018 и 2019 году были попытки изменить эту тенденцию, но в итоге в эти годы не только сама индексация была выше инфляции, но и появились разного рода дополнительные элементы (например, дополнительное увеличение тарифов на порожний пробег полувагонов), которые привели к тому, что фактический рост тарифов был даже выше чем формальная цифра индексации.

P.S. Для тех, кого интересует не ИПЦ, а ИЦП, т.е. индекс цен производителей промышленной продукции (или индекс цен в промышленности), отмечу здесь, что МЭР и его прогнозирует, и этот показатель так же бывает "декабрь к декабрю" и среднегодовой (год к году), но в документе МЭР содержится прогноз только для  годовой разновидности этого показателя (см. рис.5).


Рис.5

      На рис. 5, по аналогии с рис.1 - данные с 2013 по 2018 гг. - это факт, по данным Росстата, а серенькие столбики с 2019 по 2030-прогноз МЭР.