f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Category:

Уверенная поступь "Командора"

В "Первой грузовой компании" разработана многоуровневая система управления вагонными парками, получившая название АС "Командор". За последний месяц в прессе опубликовано три статьи об этой системе.  Очень рекомендую всем, кто интересуется проблемой управления вагонными парками.
     
Под катом - тексты трёх статьей об этой системе:
     
1. Уверенная поступь "Командора" // РЖД-Партнёр. - 2011. - № 10.(май) 
     
2. Логика успеха // Гудок. 01.06.2011 г.
     
3. Человека не заменит // Гудок. 15.06.2011 г. 

 

Уверенная поступь «Командора» // РЖД-Партнёр. – 2011. - № 10.

 На фоне завершения структурной реформы перед участниками рынка предоставления подвижного состава под погрузку по-прежнему остро стоит проблема оптимизации процесса управления приватным вагонным парком. Отрасли предстоит проделать еще длинный путь по формированию новой системы регулирования порожних вагонопотоков. Тем временем операторы в существующих условиях прилагают максимальные усилия.

Нужна ли оператору эффективность?

По данным экспертов, вагонный парк Российской Федерации в I квартале текущего года превысил миллион единиц. Все чаще мы слышим сетования, что эффективность работы подвижного состава снижается, порожний пробег и встречные вагонопотоки неизменно растут, а диспетчеризация все более и более затруднена.

Однако в этом нельзя винить операторов. Сегодня всем стало очевидно, что требуется принципиальное изменение правил игры, предполагающее поиск комплексных решений: нормативно-правовых, тарифных, технологических.

Пока же каждый оператор остается наедине со своими проблемами, особенно это касается больших компаний. Существует такой штамп, что частники заинтересованы исключительно в получении прибыли. Однако для достижения этой цели им необходимо всерьез озаботиться и налаживанием оптимальных логистических схем, и минимизацией порожнего пробега, и другими вопросами, напрямую связанными с технологической эффективностью работы парка.

Так что, как ни крути, де-факто одна из основных задач крупной операторской компании – это эффективное управление вагонными парками. Оператору необходимо выстроить географию перевозок, увязав порожние и груженые рейсы и собственную тарифную политику таким образом, чтобы обеспечить желаемый уровень доходности в жестких условиях конкуренции при сохранении прочных позиций на транспортном рынке. Ему приходится принимать во внимание большое количество факторов, учесть которые без средств автоматизации невозможно.

Слово – ПГК

Важнейшим фактором повышения эффективности железнодорожных грузовых перевозок является развитие IT. Наличие информационной системы, позволяющей решать задачи повышенной сложности, становится существенным конкурентным преимуществом на рынке железнодорожных грузовых перевозок. Вот почему такой живой интерес вызвало внедрение многоуровневой системы управления вагонными парками «Командор», созданной специалистами ОАО «ПГК».

Ядро автоматизированной системы «Командор» формируют уникальные вычислительные алгоритмы, которые позволяют решать оптимизационные задачи на разных уровнях системы управления парками. После того как вагон с грузом уже отправлен, поиск путей повышения эффективности его использования крайне ограничен. Поэтому основные задачи управления парками решаются оператором на этапе согласования с клиентами условий перевозки (объемы, направления, стоимость), заключения контрактов и расчета логистических цепочек.

В этой связи «Командор» несет очень важную функцию по формированию оптимального портфеля заказов (рекомендаций) с наиболее эффективными ставками, детальных и агрегированных планов-графиков груженых и порожних вагонопотоков, по расчету плановых показателей. Используя те же вычислительные алгоритмы, можно потребовать от системы оценить выгодность потенциальных сегментов рынка на этапе проведения маркетинговых исследований.

Исходя из оперативной обстановки и динамики плановых показателей система определяет целесообразность заадресовки конкретных вагонов под заявки клиентов в соответствии с рассчитанным оптимальным планом. Далее «Командор» автоматически формирует перевозочные документы и передает их в систему перевозчика, заверив электронной цифровой подписью. Система также создает заготовки инструкций по направлению вагонов после выгрузки на иност-ранных железных дорогах, при необходимости – заготовки накладных из отстоя или в отстой.

Имея сформированный системой детальный план перевозок и информацию об осуществленных транспортировках, несложно сопоставить фактические и плановые показатели, оценить эффективность системы управления вагонопотоками по различным критериям. Для решения этой задачи в «Командоре» развивается модуль мониторинга, позволяющий отслеживать динамику следующих показателей: объем погрузки и выгрузки, оборот вагона (в том числе по элементам – в порожнем состоянии, в груженом), простои вагона под различными операциями, средняя дальность груженых и порожних рейсов, штрафы, доходность, потребное количество вагонов.

Отличия есть

Исходной информацией для системы являются данные о потенциальных перевозках (заявки на перевозку грузов, прогнозы грузо¬потоков), а также значения управляющих параметров, к которым относятся: условные штрафы за невыполнение принятых обязательств, за сгущенный подвод вагонов или несвоевременное обеспечение, допустимые отклонения от графиков подачи вагонов и др.

При этом системой учитываются следующие ключевые факторы:

    доходы;

    информация об имеющемся парке (количество, технические характеристики, сведения о взаимозаменяемости, прогнозная дислокация на начало планового периода);

    тарифная политика ОАО «РЖД», стран СНГ и Балтии, Финляндии и Монголии (с учетом кодов исключительного тарифа и скидок на групповые отправки), что позволяет строить общую логистику на территории перечисленных стран;

    перечень станций отстоя с указанием затрат на отстой;

    стоимостные условия простоя вагонов на станциях погрузки и выгрузки;

    перечни пунктов подготовки вагонов и промывочно-пропарочных станций с указанием их расположения и стоимости подготовки вагонов;

    график ввода новых вагонов (покупка, аренда) и выхода из плановых ремонтов (по станциям ввода в эксплуатацию);

    условия привлечения парков других соб¬ственников (стоимость, объемы, пункты приема/передачи);

    ограничения регионов курсирования отдельных моделей вагонов.

Система учитывает возможность использования погрузочных ресурсов после перевозки одних грузов для доставки других и необходимый вид обработки в пунктах подготовки вагонов. Условия отстоя, простоя, штрафов могут задаваться в виде прогрессивной стоимостной шкалы.

Особенно важно отметить, что все перечисленные параметры учитываются непосред¬ственно вычислительным алгоритмом. Эта особенность радикально отличает АС «Командор» от существовавших до настоящего времени разработок.

Для не искушенных в математике специалистов смысл последнего утверждения будет легко понять на следующем примере. Предположим, что, решая задачу формирования логистических цепочек, мы пренебрегаем информацией о необходимости очистки вагонов от остатков ранее перевозимого груза. На этапе оформления накладной понимаем, что вагон перед подачей под погрузку необходимо подготовить, и направляем его в пункт промывки вагонов или на промывочно-пропарочную станцию. Такая система будет работать. Но если бы вычислительный алгоритм имел информацию о дополнительных затратах, связанных с подготовкой вагонов, он мог бы предложить другое решение: забрать с соседней станции под данную заявку вагон, который не нуждается в обработке, сократив тем самым затраты и улучшив оборот ПС.

Как известно, возрастание количества учитываемых параметров приводит к многократному увеличению времени, необходимого для выполнения расчетов. Противоречие между полнотой математической модели, описывающей бизнес-процессы, и длительностью вычислений разрешается в «Командоре» многоуровневостью вычислительных алгоритмов. На оперативном уровне вычисления производятся с меньшим количеством переменных, но при этом в качестве ограничений учитываются решения, полученные на вышестоящих уровнях (выполненных с учетом максимально возможного числа параметров).

В настоящее время в режиме опытной эксплуатации ОАО «ПГК» доверило АС «Командор» командовать платформами. Дальнейшее развитие системы связано с адаптацией имеющегося функционала под остальные рода подвижного состава, а также расширение модулей в целях использования всех возможностей существующих вычислительных алгоритмов, которые также продолжают развиваться.

Решая гораздо более сложную, многофакторную задачу по оптимизации одного из важнейших бизнес-процессов операторской компании – управления вагонными парками, – АС «Командор» принципиально изменяет представления о месте и роли информационных систем в бизнес-процессах операторской компании и становится главным инструментом повышения ее конкурентоспособности.

 

ИГОРЬ СЕРГЕЕВ

 (PDF статьи - здесь)

*     *     *

 

 

Логика успеха.

Новые технологии значительно повысили эффективность грузоперевозок

// «Гудок» 01.06.2011 г.     

 

Информационная система управления вагонными парками «Командор», созданная специалистами ОАО «ПГК», привлекает всё больше клиентов, ценящих своё время, деньги и ищущих оптимальные условия перевозки с точки зрения бизнеса.

 

Главная задача компании-оператора – так выстроить географию перевозок, увязав порожние и гружёные рейсы, и собственную тарифную политику таким образом, чтобы обеспечить желаемый уровень доходности в жёстких условиях конкуренции при сохранении прочных позиций на транспортном рынке. Поэтому ей приходится принимать во внимание большое количество факторов, учесть которые без средств автоматизации невозможно.

Ядро системы «Командор» формируют уникальные вычислительные алгоритмы, которые позволяют решать оптимизационные задачи на разных уровнях системы управления парками. Поскольку после того, как вагон с грузом уже отправлен, поиск путей повышения эффективности его использования крайне ограничен, основные задачи эффективного управления парками должны быть решены оператором на этапе согласования с клиентами условий перевозки (объёмы, направления, стоимость), заключения контрактов и расчёта логистических цепочек.

В этой связи «Командор» несёт очень важную функцию по формированию оптимального портфеля заказов в виде рекомендаций с наиболее эффективными ставками, расчёту плановых показателей, формированию детальных и агрегированных планов-графиков гружёных и порожних вагонопотоков. Используя те же вычислительные алгоритмы, система может оценить выгодность потенциальных сегментов рынка на этапе проведения маркетинговых исследований.

– Это создаёт для самой компании неоспоримые конкурентные преимущества, ведь основная задача оператора – экономически эффективное управление вагонными парками, – говорит начальник управления маркетинга и тарифной политики ОАО «ПГК» Виктор Воронович. – Кроме того, исходя из оперативной обстановки и динамики плановых показателей система определяет целесообразность заадресовки конкретных вагонов под заявки клиентов в соответствии с рассчитанным оптимальным планом. Далее «Командор» автоматически формирует перевозочные документы и передаёт их в систему перевозчика, заверив электронной цифровой подписью. Система также создаёт заготовки инструкций по направлению вагонов после выгрузки на иностранных железных дорогах, при необходимости формирует заготовки накладных из отстоя или в отстой.

Имея сформированный системой детальный план перевозок и информацию о фактических перевозках, несложно сопоставить фактические и плановые показатели, произвести факторный анализ структурных сдвигов, оценить эффективность системы управления вагонопотоками по различным критериям. Для решения этой задачи в «Командоре» расширяется модуль мониторинга, позволяющий отслеживать динамику таких показателей, как объём погрузки и выгрузки, оборот вагона как в порожнем состоянии, так и в гружёном, простои вагона под различными операциями, средняя дальность гружёных и порожних рейсов, штрафы, доходность, требуемое количество вагонов.

Исходной информацией для системы являются данные о потенциальных перевозках, такие как заявки на перевозку грузов, прогнозы грузопотоков, а также значения управляющих параметров: штрафы за невыполнение принятых обязательств, за сгущённый подвод вагонов или несвоевременное обеспечение, допустимые отклонения от графиков подачи вагонов и другие. При этом системой учитываются такие ключевые факторы, как доходы, полная информация о располагаемом парке, тарифная политика ОАО «РЖД», стран СНГ и Балтии, Финляндии и Монголии, что позволяет строить общую логистику на территории перечисленных стран, а также перечень станций отстоя с указанием затрат на отстой, перечни пунктов подготовки вагонов и промывочно-пропарочных станций с указанием их расположения и стоимости подготовки вагонов, ограничения регионов курирования отдельных моделей вагонов, и многие другое.

– Особенно важно отметить, что все перечисленные параметры учитываются непосредственно вычислительным алгоритмом. Эта особенность радикально отличает систему «Командор» от существовавших до настоящего времени разработок, – поясняет Виктор Воронович. – Приведу пример. Предположим, что, формируя логистические цепочки, мы пренебрегаем информацией о необходимости очистки вагонов от остатков ранее перевозимого груза. На этапе оформления накладной понимаем, что вагон перед подачей под погрузку необходимо подготовить, и направляем его в ППВ или ППС. Да, такая система будет работать. Но если бы вычислительный алгоритм имел информацию о дополнительных затратах, связанных с подготовкой вагонов, он мог бы предложить другое решение: забрать вагон с соседней станции под данную заявку, который не нуждается в обработке, сократив тем самым затраты и улучшив оборот вагона.

Благодаря многоуровневости вычислительных алгоритмов «Командор» способен в короткое время выполнить расчёты на основе множества параметров.

В настоящее время, находясь в режиме опытной эксплуатации, «Командор» командует платформами. В дальнейшем система будет адаптирована для работы и с другими видами подвижного состава.

Особого внимания заслуживает электронный обмен данными ОАО «ПГК» с информационными системами перевозчика. Компания первой в отрасли стала использовать электронную цифровую подпись при оформлении накладных в режиме АСУ-АСУ, в том числе с использованием «автомата» ЭЦП без какого-либо участия человека в оформлении документа.

На договорной основе ОАО «РЖД» предоставляет ОАО «ПГК» всю необходимую информацию о работе парков компании, имеющуюся в отраслевых информационных системах.

Также компания имеет договорные отношения по предоставлению данных с администрациями иностранных железных дорог, что позволяет ей эффективно управлять парками за пределами национальных границ.

ОАО «ПГК» имеет уникальные инструменты оказания услуг, позволяющие гибко учитывать индивидуальные особенности требований клиентуры, в том числе такие специфичные, как перевозки воинских грузов.

– Технологическое лидерство ОАО «ПГК» на транспортном рынке обеспечивается автоматизацией всех основных бизнес-процессов компании (расчёты с клиентами, планирование перевозок, диспетчеризация вагонов, управление ремонтами вагонного парка), – резюмирует Виктор Воронович. – Информационные технологии позволили реализовать систему логических контролей, предотвращающую ошибочные действия пользователей, создать систему качественного анализа и оценки эффективности деятельности на разных уровнях управления и различных этапах бизнес-процессов, повысить оперативность обслуживания за счёт внутреннего электронного документооборота, совершенствовать систему тарифообразования и многое другое.

В целом реализация IT-стратегии ОАО «ПГК», разработанная с привлечением авторитетных мировых экспертов, позволит компании уверенно удерживать лидерство на транспортном рынке.
     (PDF статьи - здесь)

 

*     *     *

 

 

Человека не заменит.

«Командор» поможет управлять вагонами

Гудок. - 15.06.2011     

 

 

Первая грузовая компания представила собственную логистическую систему управления вагонными парками – «Командор». О том, как разрабатывали систему и что она умеет, «Гудку» рассказал Дмитрий Богомазов, начальник департамента информационных технологий Первой грузовой компании.

 

– Для чего понадобилась новая система?

– «Командор» – разработка ПГК, призванная решать основные вопросы, стоящие перед компанией-оператором. Главный из них – как организовать работу парка, чтобы достичь максимального экономического эффекта. Для этого необходимо сформировать логистические цепочки и выстроить структуру и направления гружёных и порожних вагонопотоков таким образом, чтобы разница между доходами и расходами была максимальной. Сегодня операторы работают в условиях жёсткой конкуренции, что накладывает существенные ограничения на их тарифную политику. При этом расходы на передислокацию порожнего парка составляют львиную долю затрат любого оператора. Поэтому даже относительно небольшое снижение этих расходов имеет существенное значение для оператора. Но как снизить расходы, не потеряв доходов? Как правильно отреагировать на изменение оперативной обстановки? Как учесть множество разнонаправленных факторов, влияющих на издержки компании, – необходимость подготовки вагонов на ППС и ППВ, затраты, связанные с отстоем и простоем подвижного состава? Правильно ответить на эти вопросы без использования средств автоматизации почти невозможно. «Командор» – это «арифмометр», в основе которого лежат мощные вычислительные алгоритмы, позволяющие найти оптимальные решения с учётом основных факторов, влияющих на доходность и рентабельность операторской деятельности.

 

– Как работает «Командор»?

– В систему поступает информация обо всех потенциальных перевозках (откуда, куда, когда и сколько нужно перевезти грузов) с указанием соответствующего дохода оператора. Располагая информацией о возможных расходах, система формирует рекомендации – какие перевозки следует осуществлять, от каких целесообразно отказаться, какова должна быть схема передислокации порожних вагонов, а также план-график порожних и гружёных вагонопотоков на плановый период.

Данный принцип используется в системе на всех уровнях управления: при оценке привлекательности потенциальных направлений в рамках маркетинговых исследований, при планировании, когда формируется оптимальный портфель заказов, при диспетчеризации, когда принимается решение, куда направить выгрузившийся вагон.

Основное ноу-хау разработанной системы заключается в том, что удалось нелинейную по сути своей постановку задачи свести к задаче линейного программирования, решаемой с помощью стандартных математических методов.

Количество учитываемых параметров настолько велико, что их учёт представляет сложность не только для человека, но и для машины. Чем больше параметров учитывает математическая модель, тем больше времени требуется на вычисления, что зачастую противоречит оперативному характеру задач. Здесь ПГК выручила следующая «хитрость»: было принято решение создать несколько взаимосвязанных уровней вычислений. Так, несколько раз в сутки решается задача максимальной сложности с учётом всех параметров, а между этими вычислениями работают алгоритмы более низких уровней, которые учитывают меньшее число параметров, поэтому вычисления выполняются быстрее. Таким образом, на верхнем уровне «Командор» формирует план передислокации вагонов в терминах потоков, а на самом нижнем уровне определяет номера конкретных вагонов и создаёт перевозочные документы в соответствии с указанным планом.

 

– Сколько времени потребовалось на разработку «Командора»?

– Было бы неправильно говорить о разработке системы в прошедшем времени. Потому что у нас существуют различные планы по её дальнейшему развитию. Вопросами повышения эффективности управления вагонными парками компания занимается с момента создания. Непосредственно АС «Командор» разрабатывается в течение полутора лет. В её создании задействованы самые лучшие специалисты компании: движенцы, коммерсанты, логисты, маркетологи, программисты.

Поэтапное внедрение «Командора» началось с парка платформ. С 1 февраля 2011 года система работала в тестовом режиме – «Командор» выдавал рекомендации, но окончательное решение принимал диспетчер. С 30 мая система работает в автоматическом режиме. Однако это не означает полного исключения человека. Предусмотрен ряд управляющих параметров, которые задаются специалистами.

В настоящее время завершаются подготовительные работы, связанные с переводом под управление системы парка крытых вагонов. На очереди – цистерны, и затем – остальные рода подвижного состава. Надеемся к концу года выйти на полный функционал. Показатели эффективности использования парка ПГК одни из самых лучших на рынке железнодорожных перевозок. По нашим расчётам, АС «Командор» позволит значительно улучшить достигнутые показатели и повысить конкурентоспособность, в том числе за счёт повышения технологичности взаимоотношений с клиентом.

 

Беседовала Галия Шакирова

(PDF статьи - здесь.)

Tags: Управление вагонными парками
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments