f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Инвестиционная программа РЖД на 2019-2024 гг.

     Как известно, 19 марта 2019 года была утверждена "Долгосрочная программа развития ОАО "РЖД" до 2025 года", (постановлением Правительства РФ от 19 марта 2019 г. № 466-р).
     В ДПР, помимо прочего, содержится инвестиционная программа РЖД на 2019-2024 гг., которая существует в двух вариантах - базовом (приложение № 8 к ДПР) и оптимистическом (приложение №9).
     Общий объём инвест программы по базовому сценарию составляет 8,7 трлн. руб, или, если быть точным, - 8 658 149,8 млн руб. (а по оптимистическому - 9,8 трлн руб.). Далее в этом посте везде речь идёт о базовом сценарии.
     Основные статьи инвестпрограммы и расходы по ним приведены на рис.1


Источник: ДПР РЖД

                                                                                            Рис.1


     Что будет с ВСМ "Москва-Казань" - точно никто не знает, проект по её строительству то отклоняют, то вновь одобряют, то не отклоняют, но переносят, но в ДПР этот пункт есть. Поэтому, на диаграмме он оставлен.

     На рис. 2 приведена структура инвестиционной программы, в %.


Источник: ДПР РЖД
                                                                                              Рис.2

     Все элементы инвестиционной программы сгруппированы в три блока:
     (1) проекты РЖД, связанные с выполнением поручений Президента РФ и Правительства РФ,
     (2) Собственные проекты РЖД и
     (3) проекты, реализуемые сторонними инвесторами.
     Из 8,7 трл руб.,  1,33 трлн приходится на проекты РЖД, связанные с выполнением поручений Президента РФ и Правительства РФ, 3,34 трлн - на собственные проекты РЖД и 4,0 трлн- на проекты, реализуемые сторонними инвесторами.
     При этом, нужно иметь в виду два момента.
     Во-первых, один и тот же проект может попасть в разные блоки, например 1-й этап БАМа (182,5 млрд.) отнесён к блоку (1)- мероприятиям, связанным с выполнением решений Президента и Правительства РФ, а 2-й этап (622,8 млрд) к блоку (2)- собственные проекты РЖД. Или, вохьмём проект ВСМ "Москва-Казань": 1-й этам (Москва-Владимир, 199 млрд руб.) отнесён к (1) блоку, а остальное - 1633,2 млрд руб - к локу (3).
     А во-вторых, под "сторонними инвесторами" не обязательно понимаются именно частные инвесторы, это иногда вполне может быть консорциум из внешнего инвестора и самого РЖД, в котором РЖД имеет менее 50%. Например,  проект "Северный широтный ход" осуществляет ООО "СШХ", которым владеют "Спецтрансстрой" (50,1%) и одна из дочек (а точнее - "внучек") ОАО "РЖД" - АО "РЖД-Инфраструктурные проекты"(49,9%). Поэтому проект отнесён не к блоку (2), а к (3)- к "проектам, реализуемым сторонними инвесторами". (Компанией "РЖД-Инфраструктурные проекты", если верить базе данных "Спарк", владеет "КРП-Инвест", которая, в свою очередь. является 100%-ной "дочкой" ОАО "РЖД").
     И ещё один момент, к которому хотелось бы привлечь внимание.
     Сегодня все кругом говорят про дефицит пропускных и провозных способностей инфраструктуры, особенно на подходах к портам. По статьям на развитие подходов к портам Северо-Западного бассейна и Азово-Черноморского бассейна планируется потратить в сумме 224,9+62,5 = 287,4 млрд. руб, а это в 6,4 раза меньше, чем на одну только ВСМ "Москва-Казань" или, если хотите -чуть меньше 16% от этой суммы.
     Эта цифра позволяет задуматься о том- что важнее для развития экономики РФ - увеличение пропускных и провозных способностей инфраструктуры для грузовых перевозок или имиджевые проекты, которые тоже важны, но которые- не понятно- окупятся или нет. (Точнее- как раз, - понятно).
     Впрочем, справедливости ради, отмечу, что многие специалисты по ВСМ говорят, что ВСМ в принципе никогда и нигде (почти никогда и почти нигде) не окупаются и если правительство принимает решение их строить, оно исходит не из экономических соображений. Просто в какой-то момент общественность говорит: "Мы уже так богаты, у нас кругом избыток инфраструктуры для грузовых перевозок, а давайте-ка позаботимся о пассажирах и построим не окупаемый, но зато создающий  дополнительные транспортные удобства и комфорт для людей участок ВСМ между пунктом А и пунктом Б, там живёт много людей, сделаем им такой подарок, всё равно денег в бюджете много".
Tags: РЖД
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments