f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Category:

А здесь полный текст статьи

А здесь под катом, полный текст статьи "Об индексации тарифов на 2019 год- какие решения приняты?" с исправленной ошибкой в табл. 2


Фарид Хусаинов, к.э.н.

Об индексации тарифов на 2019 год- какие решения приняты?

У участников рынка есть традиция: каждый год, примерно за месяц до новогодних праздников все начинают следить за издаваемыми приказами ФАС России, надеясь увидеть в них тарифную картину наступающего года. Не был исключением и декабрь 2018 года.
К концу первой недели декабря был готов, зарегистрирован в Минюсте и официально опубликован комплект приказов, которые регламентируют индексацию железнодорожных грузовых тарифов на 2019 год.
Рассмотрим вкратце, какие решения были приняты и из каких приказов какие коэффициенты и надбавки проистекают.

О базовой индексации

Сначала был публикован подписанный приказ ФАС России №1482/18 от 30.10.2018 г., который утверждает один из трёх элементов предстоящей индексации тарифов на 2019 год: базовая индексация на 2019 г. составит +3,6 %.
Рассмотрим, каким образом получается рост в 3,6%.
Индекс на 2018 год, объявленный прошлогодним приказом ФАС России № 1687/17 от 18.12.2017 г. составляет 4,0937; индекс, объявленный упомянутым выше приказом № 1482/18 от 30.10.2018 г. составляет 4,2370. Поделив вторую цифру на первую получим: 4,2370 / 4,0937 = 1,035 или +3,5 %.
Затем, вспоминаем, что ранее, приказом ФАС России № 997/18 от 13.07.2018 г., коэффициент «для финансирования мероприятий по компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства РФ» заменён с 1,44% на 1,5 %. Напомню, откуда взялся пункт о компенсации расходов «связанных с корректировкой налогового законодательства». В связи с тем, ещё в 2016 г. было запланировано, что с 2018 года будет произведена отмена льгот по налогу на имущество (РЖД имеет ряд налоговых льгот и платит меньше налогов, чем должно было по налоговому законодательству), налоговые платежи РЖД в бюджет должны были бы возрасти. Соответственно, РЖД, привыкшее немного недоплачивать в бюджет, попросило Правительство, о том, что бы, раз уж нельзя сохранить льготу, то хотя бы повысить тарифы примерно на ту величину, которую РЖД должно будет выплатить государству вследствие отмены льгот. Это парадоксальная история того, как государство одной рукой отменяет льготу для монополии, а другой – вновь её возвращает, только в другой форме. В любом случае, мы должны помнить, что источник этого решения- именно льгота, т.е. исключение из правил, а не правило.
В итоге получаем следующую «базовую» индексацию: 1,035*(1,015/1,0144) = 1,035*1,00059 = 1,0356 т.е. рост на + 3,56% или, округляя до одного знака после запятой, +3,6%.

О надбавках
Но базовая индексация - это ещё не всё. Согласно протоколу заседания Правительства РФ № 32 от 08.11.2018 г. были приняты несколько решений, которые после некоторых обсуждений и уточнений были утверждены приказом ФАС России от 15.11.2018 г. № 1564/16 (зарегистрирован в Минюсте 05.12.2018 г., опубликован 06.12.2018 г.).
В частности, это следующие решения:
- применять повышающий коэффициент 1,06 к тарифам на порожний пробег полувагонов (т.е. общий рост тарифа для порожнего пробега полувагонов будет складываться из наложенных друг на друга двух коэффициентов – базовой индексации и коэффициента, предусмотренного приказом ФАС № 1564/18 от 15.11.2018 г.); в этом случае рост составит 1,0356*1,06=1,0977 или +9,77%)
- применять коэффициент к тарифам на перевозку экспортных грузов до 2025 года в размере 1,08, за исключением некоторых грузов. В исключения попали следующие грузы: нефть и нефтепродукты - (позиции ЕТСНГ 201, 211-215, 221-225); некоторые грузы, входящих в тарифную группу газы энергетические (углеводороды сжиженные),а именно - коды ЕТСНГ 226021 - бензин стабильный газовый (газолин), 226069 – газоконденсат и 226106 – конденсат газовый (конденсат из природного газа); а так же для различные виды алюминия (алюминий, сплавы алюминиевые первичные в болванках, слитках, чушках и подобных формах и алюминиевый порошок).
Отмечу здесь ещё одну важную методологическую особенность принятых решений: если в последние годы повышение экспортных тарифов производилось в рамках тарифного коридора, без переноса этих коэффициентов в «тело» Прейскуранта № 10-01, то сейчас этот коэффициент напрямую встроен в Прейскурант.
Результаты этих решений приведены на рис.


Для большинства грузов «экспортный» повышающий коэффициент 1,08 действовал и в 2018 г. (он был принят в рамках тарифного коридора), так что  прироста «год к году» этот пункт не даёт. Это повышение, как все помнят, изначально ввели временно, и при условии, что оно временное с ним все согласились, но постепенно временное решение становится постоянным.
Но для грузоотправителей каменного угля картина немного иная. Если сейчас (в 2018 году) у них фактически этой экспортной надбавки нет (там повышающий коэффициент компенсирован понижающим и индекс для экспорта в итоге равен 1,0), то теперь она появится и для них рост тарифов на экспорт составит: 1,035*(1,015/1,0144)*(1,08/1,0)= 1,035*1,00059*1,08 = 1,118459 или рост +11,85 %.
А особенность перевозок угля, напомню, заключается в том, что примерно половина всего погруженного в стране угля отправляется назначением на экспорт.
Таким образом, рост тарифов к уровню 2018 года как на гружёный пробег (для всех грузов, кроме перечисленных выше исключений) так и на порожний (кроме полувагонов) составит +3,56 %, рост тарифов на порожний пробег полувагонов (как при перевозке по России, так и при возврате после экспортной перевозки) составит + 9,77%, а рост тарифов на перевозки каменного угля на экспорт составит +11,85%. Этот рост, включая рост тарифа на порожний пробег полувагонов распространяются так же и на инновационные вагоны.
Эти изменения на нескольких случайно выбранных корреспонденциях, демонстрируют табл.1 и табл.2, в которых приведены провозные платы в расчёте на вагон (без НДС) в декабре 2018 и в январе 2019 гг.

                                                                                                                  Таблица 1
Тарифы на перевозку каменного угля и порожних полувагонов в 2018 и 2019 гг.

Декабрь 2018 Январь 2019 Прирост в %
руб./вагон руб./вагон
1 Уголь каменный, Ерунаково-Находка-Вост-эксп (ПВ «обычный», гп.-69 т., загрузка 67 т.) экспорт, гр. пробег 61478 68775 +11,85%
2 Порожний пробег вагона после выгрузки угля: Находка-Вост-эксп – Ерунаково (ПВ «обычный») пор. пробег после экспортной перевозки 37891 41595 +9,77%
3 Уголь каменный, Ерунаково-Саратов-2-тов. (ПВ «обычный», загрузка 67 т., гп.-69 т.) по России, гр. пробег 53636 55547 +3,56%
4 Порожний пробег вагона после выгрузки угля: Саратов-2-тов. - Ерунаково (ПВ «обычный») по России, пор. пробег 24845 27273 +9,77%
5 Уголь каменный, Ерунаково-Находка-Вост-эксп (ПВ инновационный, загрузка 74 т., гп – 75 т.) гр. пробег 63052 70524 +11,85%
6 Порожний пробег вагона после выгрузки угля: Находка-Вост-эксп – Ерунаково (ПВ инновационный) пор. пробег после экспортной перевозки 27934 30665 +9,77

Таблица 2
Тарифы на перевозку некоторых родов грузов и порожних вагонов
в 2018 и 2019 гг.


Декабрь 2018 Январь 2019 Прирост в %
руб./вагон руб./вагон
1 Щебень, Круторожино - Челябинск-Главный (пв), загр. 60 т., гп.68 т. груж. пробег (РФ) 14497 15013 +3,56%
2 Порожний пробег вагона после выгрузки щебня, Челябинск-Главный - Круторожино (пв) пор. пробег (РФ) 8192 8992 +9,77%
3 Бензин автомобильный неэтилированный (211056), Татьянка – Покровск-Прив., цс 61 т (гп.66 т.) груж. пробег (РФ) 44625 46214 +3,56 %
4 Порожний пробег вагона после выгрузки бензина автомобильного неэтилированного Покровск-Прив.-Татьянка, (цс) пор. пробег (РФ) 13791 14282 +3,56%
5 Бензин автомобильный неэтилированный (211056), Татьянка – Новый Порт-эксп., цс 61 т (гп.66 т.) груж. пробег (экспорт) 121643 125978 +3,56%
6 Порожний пробег вагона после выгрузки бензина автомобильного неэтилированного Покровск-Прив.-Татьянка, (цс) пор. пробег (возврат после экспорта) 49519 51282 +3,56%

О тарифе на порожний пробег полувагонов


Особенно неоднозначно из всех принятых решений было встречено решение о повышении тарифа на порожний пробег полувагонов. Формально говоря, мотивом этого повышения со стороны регуляторов было дестимулирование порожних пробегов путём возрождения т.н. практик «отмывки порожнего пробега». Напомню, что до унификации в 2012 году тарифов для универсального подвижного состава (она коснулась только полувагонов и платформ, но не коснулась крытых вагонов)  на порожний пробег из-под грузов различных тарифных классов, существовала такая практика, при которой собственник вагона (или оператор) после выгрузки грузов второго и третьего тарифных классов осуществлял краткосрочную (как правило) перевозку грузов первого тарифного класса с целью избежать уплаты более высокого уровня тарифов за последующую перевозку (возврат) порожнего вагона. Подобная практика (она и получила название «отмывка порожнего пробега», которое в том числе уже зафиксировано и в научной литературе) с одной стороны, замедляла оборот вагона, но с другой, давала возможность грузоотправителям низкодоходных грузов задействовать под свои перевозки вагоны, возвращающиеся после перевозки грузов второго и третьего тарифного классов. После унификации, проведённой 01.11.2012 г., грузоотправители строительных грузов столкнулись с тем, что предложение вагонов под их спрос – уменьшилось, поскольку исчез главный стимул «отмывки» – тарифный. Теперь, для частичного смягчения этой проблемы, регуляторы полагают, что повышенный тариф на порожний пробег заставит участников перевозочного процесса изменить свои логистические схемы и вновь, как до ноября 2012 года, «подхватывать» низкодоходные грузы. Участники рынка с большим скепсисом относятся к работоспособности подобной меры, справедливо полагая, что к радикальным изменениям процента порожнего пробега это не приведёт, а выльется просто в повышение расходов на порожний пробег и, впоследствии, на соответствующее повышение цен всех товаров, перевозимых железнодорожным транспортом.

Опубликовано:
Хусаинов Ф.И. Тариф-2019: какие решения приняты? // РЖД-Партнёр. 2019. № 1-2. С.28-30

Tags: Железнодорожные тарифы, Мои публикации
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments