f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Особый дальний груз. Интервью Д.В. Илатовского

      Давно я не постил здесь ссылок на программы канала "РЖД ТВ", а тем временем, в конце 2018 года там вышло несколько интересных программ. Так, в ноябре 2018 г. вышло очень интересное интервью зам. директора компании "СУЭК" по логистике Дениса Илатовского Марианне Ожерельевой (пограмма "1520: Транзит"). Программа называется "Особый дальний груз" и посвящена различным аспектам не только работы компании СУЭК, но и в целом- вопросам перевозки каменного угля железнодорожным транспортом. Илатовский - квалифицированный, грамотный собеседник, умеющий быть убедительным. Во всяком случае, он квалифицированно артикулирует точку зрения общую для всех представителей угольной отрасли. (Хотя концовка, где он говорит, что не может быть частной почты, частных банков и частных железных дорог - мягко говоря - сомнительный тезис, Милтон Фридмен с ним бы поспорил. :-) (Фридмен, как известно, критиковал правительство США за то, что почта там остаётся в руках государства, хотя и железные дороги и банки, разумеется частные).
     Но самое интересное в интервью - не это.
     Помимо прочего, Д.В.Илатовский рассказывает, откуда взялись две тарифные надбавки - "для покрытия расходов на выполнение капитального ремонта инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования" и "для финансирования мероприятий по компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства РФ".
     Цитата:
     - ...без ложной скромности это я придумал 2% за скорость, а она [потом] была названа "надбавкой на капитальный ремонт", так же была сформулирована надбавка в 1,9%, мы её назвали "на локомотивы", но Вадим Валерьевич Михайлов [вице-президент ОАО "РЖД"] предложил назвать её "на компенсацию налоговых вычетов". При прохождение ФОИВов [федеральных органов исполнительной власти] 1,9 % превратились в 1,5 %".
   
     Что здесь любопытно с точки зрения преподавателя, преподающего экономические дисциплины?
     Это хороший кейс для тех, кто изучает государственное регулирование естественных монополий. Помните, в учебниках (почти в каждом) есть такая фраза "у государственных регуляторов, как правило нет ни времени, ни компетенций проанализировать реалистичность запросов монополиста"? Так вот это хороший пример - сначала это надбавка для покупки локомотивов, а потом, если окажется, что регуляторов проще убедить под другим соусом, то и мотивация и обоснование надбавки изменится. Главное для регулируемого монополиста - получить средства. А как это будет называться, "хоть тушкой, хоть чучелом" - не важно. Главное - получить надбавку, а обоснование всегда можно подогнать под тот или иной мотив.
     И этот кейс, хоть и банальный, но важный урок для всех, кто ещё думает, что государственные предприятия являются какими-то более социально ориентированными или более "честными" или более "прозрачными" или более "благородными", чем любые другие компании. Нет, они так же, как и все имеют целью максимизацию выручки, только, в отличие от обычных компаний, не имея конкурентов, могут получить себе статус "естественной монополии" и обосновывать разные надбавки, точно зная, что регулятор всё примет на веру.
Tags: Заметки, Отрасли, Промышленность, Транспортный рынок, Уголь, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments