f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Погрузка и грузооборот по годам: с 1988 по 2018

     Подводя итоги работы железных дорог в 2018 году, интересно взглянуть - как показатели погрузки и грузооборота выглядят в долгосрочной перспективе. На рис приведена динамика погрузки и грузооборота с 1988 по 2018 гг. (на графике для 1988-1991 гг. приведены данные о погрузке МПС СССР в границах РСФСР).
     Грузооборот по сети РЖД составил (по данным пресс-релиза РЖД) 2596,4 млрд. т-км., что на 4,2% выше аналогичного показателя прошлого года. (что же касается грузооборота с учётом оплаченного порожнего пробега, он вырос на 4 %). По данным Росстата грузооборот составил 2597,3 млрд т-км.
     Погрузка (как уже было отмечено в предыдущем посте) выросла на 2,2 %.


    Пояснение к графику. Между данными о грузообороте из годовых отчётов РЖД (или публикаций с сайта РЖД) и данными из отчётов Росстата существуют небольшие расхождения, которые в последние годы составляют от 0,1% до 0,03%. Данные о грузообороте при расхождении данных РЖД и Росстата для 2014-2018 гг. приводятся по данным Россстата. (Данные о грузообороте за 1988-1990 гг., приведённые на графике, публиковались неоднократно, см., например, интервью В.Н. Морозова журналу "РЖД-Партнер", № 15-16 за 2017 г.)

     Как видно из графика, грузооборот в 2018 г. превысил показатель 1990 года (который, в силу разных причин,  принято считать, более-менее условно разумеется, последним годом советской экономики до начала её распада) на 2,9 % (2597,3 млрд. т-км. против 2523,0 млрд. т-км.).
     Но, если считать относительно "пиковых" значений грузооборота советских железных дорог, а они были достигнуты в 1988 году - 2664,0 и в 1989 году - 2609,0 млрд. т-км. (в границах РСФСР), то до этого пика грузооборот немного не дотянул. Впрочем, само по себе сравнение грузооборота железнодорожного транспорта в экономике СССР и в нынешней - довольно сложная и неоднознаяная тема (не только в экономическом, но и даже в географическом смысле), не буду сейчас её касаться, тем более, что многие соображения на эту тему были высказаны различными учёными ещё в начале 1990-х годов.

     P.S. О том, как повлиял на темп прироста погрузки тот факт, что с 2018 г. в погрузке РЖД учитывается ещё и погрузка по ЖДЯ - см. здесь. (Спойлер: это немного улучшило показатель прироста погрузки).

     P.P.S. Приведу здесь так же динамику средней дальности перевозок грузов (средней дальности перевозки одной тонны).

Tags: Заметки, РЖД, Статистика транспорта
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment