?

Log in

No account? Create an account

f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Материалы по итогам 11-го семинара "Экономика железнодорожного транспорта"
f_husainov
     Ранее  я публиковал здесь анонс 11-го заседания семинара "Экономика железнодорожноготранспорта" в ВШЭ. Семинар состоялся во вторник 18 декабря 2018 г.
     На семинаре выступил канд. экон. наук Евгений Владимирович Реутов с докладом: «Опыт реформирования железных дорог в странах СНГ и Восточной Европы». Доклад был посвящён противоречивому опыту реформ в сфере железных дорог, осуществленных в последние двадцать лет в странах бывшего СССР и Восточной Европы.
     К сожалению, оба оппонента (и Т.А.Богданова и А.Н. Голомолзин) не смогли выступить на семинаре,поэтому функцию оппонирования взял на себя А.Дементьев.
     Я планировал выступить вторым содокладчиком, но т.к. вместо обычных вопросов после первого доклада, сразу разгорелась дискуссия и семинар сразу перешёл ко второй части - выступлениям из зала, я понял, что выступать уже нет смысла, т.к. участники хотят высказаться и слушать ещё одного докладчика уже не станут. :-) (У меня была с собой презентация, но оставлю её на другой раз, когда будет обсуждаться близкая тема).
     Я писал об этом недавно, но немного повторюсь. Я был удручён тем, насколько сильны этатистские и социалистические установки в головах у многих участников семинара. Все постоянно хотят всё "рассчитать по научно-обоснованной методике", все хотят, что бы государство им "сообщило", и обязательно "на основе научных данных" и "объективного анализа" - сколько должно быть на рынке операторских компаний. Все пытаются пожертвовать интересами потребителей ради сохранения "суверенитета": лучше монополизм со всеми злоупотреблениями, чем конкуренция, в которой могут принять иностранные продавцы товаров/услуг. Людям почему-то кажется, что сохранение феодальных привилегий приносит больше пользы потребителям чем конкуренция. (Даже поразительно, как - фигурально выражаясь - жертвы могут активно защащать палачей и заботиться об их интересах).  Хотелось даже произнести знаменитую фразу Людвига фон Мизеса, сказанную им во время заседания общества Мон-Пелерен: "Да вы все тут чёртовы социалисты!" :-)    (Согласно апокрифу, после этой фразы Мизес вышел громко хлопнув дверью).
     Второе, что меня удручает, что участники транспортного сообщества не читают статей, выходящих в последние годы, не знают дискуссий, прошедших в экспертном сообществе по следам тех или иных инициатив, реализуемых на транспортном рынке. Разговоры про централизованное управление всем парком, про то, как это будет эффективно, казалось бы после всех экспериментов 2011-2013 гг., как минимум, требуют некоторых пояснений и ответа на вопрос: что было не так в предыдущих попытках создания парка АГ, ВСП или КП, что на этот раз идея начнёт работать? Но я наблюдал какой-то "день сурка", как буд-то перенёсся в 2010 год и снова обсуждаются вопросы без учёта тех ответов, которыве отрасль экспериментально получила в 2011, 2012 и частично в 2013 годах.
     Докладчик - Е.В.Реутов, впрочем, защищался от этих нападок и тут нужно отметить, что его опыт работы в ФАС как раз в указанные годы позволил ему более адекватно, чем аудитории понимать процессы, происходившие в это время на рынке, включая процессы 2014-2016 гг., связанные с запретом продления срока службы вагонов, который повлёк рост ставок оперирования (эта тема так же поднималась в докладах из зала). Но в целом аудитория, как те Бурбоны, которые "ничего не поняли и ничему не научились", твердила какие-то, как мне кажется, совсем уж дремучие вещи. (в оригинале фраза про Бурбонов звучит немного иначе, не "не поняли", а "не забыли", но в публицистике часто употребляется именно этот вариант).
     Третье, что меня удручило - это подход к экономическим вопросам с нарочито неэкономической методологией. Вслед за речами В.Суркова о суверенной демократии и здесь аудитория (включая модератора - Андрея Дементьева) делала упор на том, что важнее всего не эффект для потребителей, не выигрыш (или потери) потребителей, а "сохранение национального суверенитета", недопущение иностранных компаний на этот рынок.
     На мою реплику о том, что потребитель выигрывает от конкуренции, и- наоборот проигрывает, если вы её ограничиваете. (и потребитель, вообще говоря, проигрывает и если вы запретите казахстанские локомотивы (запрещая им выход на сеть РЖД) или узбекские фрукты или грузинскую минеральную воду или израильских хирургов, ради "поддержки" соответственно монополии РЖД на локомотивы или монополии российских овошепроизводителей или производитенлей минеральной воды или российских врачей), мне из зала сказали, что "мои гены" заставляют меня придерживаться такой антипатриотической позиции (хотя я и не понял, что имелось в виду). (А по окончании мне даже сказали, что "видно, что чтение Сонина и Гуриева сделало тебя антипатриотом", хотя ни Сонина ни Гуриева я не упоминал и не цитировал).
     В общем, было забавно. Но несколько грустно.

     Презентация Е.В. Реутова с семинара доступна по ссылке.

     Ниже публикую видео семинара:


  • 1
> "мои гены" заставляют меня придерживаться такой антипатриотической позиции
Какой ужас. К сожалению, везде наследил социализм. Если внимательно присмотреться, совок, в том числе советский расизм, из человеческих душ так никуда и не делся.

Для господ расистов можно привести аргумент, который, на моей памяти, первым сформулировал Егор Просвирнин, главред исторического и националистического сайта "Спутник и Погром": в Донбассе и с одной, и с другой стороны воевали и воюют белые европеоиды, более того -- часто этнические русские, но с одной стороны выбравшие русскую нацию (как политическую сущность), а с другой стороны - украинскую нацию.

Надо было дать в морду за такие реплики.

Я не знаю, кто это сказал. Но, вообще, иногда звучит, что раз я татарин, а татары живут в Крыму, то моя позиция по Крыму, и в целом по украинским событиям - "непатриотичная" (хотя в данном случае про Крым речи не шло, может быть в контексте примера с мигрантами, иллюстрирующем конкуренцию или примера с локомотивами кахахстанских железных дорог,, которые должны/не должны выезжать на сеть РЖД).
Хотя думая на разные темы мне не приходило в голову размышлять в контексте своей национальности и вообще, мне представляется странным привязывать взгляды к национальности того или иного автора.

В этот раз контингент семинара был из одного вуза, а не из трёх-четырёх, как обычно и выборка оказалась несколько смещённой. :-)

Татары ведь и в Татарстане живут!
Вообще, ВШЭ сильно разочаровывает.

Самой экономикой. Сложилось впечатление о формальном, оторванном от жизни, пустопорожнем схоластическом абстрактно-аксиоматизированном, наполненном немотивированными определениями преподавании экономики - как алгебры.

С Новым Годом!

В данном случае, как раз бОльшая часть участников семинара- не из ВШЭ. Семинар просто проходит на площадке ВШЭ, а 90% слушателей из РУТ-МИИт приходят послушать. и 10% из ВШЭ, МГУ, РАНХиГС и т.д. это считая за 100 % тех, кто работает\учится в вузах, а помимо них, ещё на многие семинары ходят те, кто работает на транспортном рынке (в этот раз таких было мало, была преимущественно вузовская публика).
Вообще, изначально задумывался этот семинар под МИИТ, но в силу разных организационных причин оказалось, что легче и проще организовать его в ВШЭ.

  • 1