f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Материалы по итогам 11-го семинара "Экономика железнодорожного транспорта"

     Ранее  я публиковал здесь анонс 11-го заседания семинара "Экономика железнодорожноготранспорта" в ВШЭ. Семинар состоялся во вторник 18 декабря 2018 г.
     На семинаре выступил канд. экон. наук Евгений Владимирович Реутов с докладом: «Опыт реформирования железных дорог в странах СНГ и Восточной Европы». Доклад был посвящён противоречивому опыту реформ в сфере железных дорог, осуществленных в последние двадцать лет в странах бывшего СССР и Восточной Европы.
     К сожалению, оба оппонента (и Т.А.Богданова и А.Н. Голомолзин) не смогли выступить на семинаре,поэтому функцию оппонирования взял на себя А.Дементьев.
     Я планировал выступить вторым содокладчиком, но т.к. вместо обычных вопросов после первого доклада, сразу разгорелась дискуссия и семинар сразу перешёл ко второй части - выступлениям из зала, я понял, что выступать уже нет смысла, т.к. участники хотят высказаться и слушать ещё одного докладчика уже не станут. :-) (У меня была с собой презентация, но оставлю её на другой раз, когда будет обсуждаться близкая тема).
     Я писал об этом недавно, но немного повторюсь. Я был удручён тем, насколько сильны этатистские и социалистические установки в головах у многих участников семинара. Все постоянно хотят всё "рассчитать по научно-обоснованной методике", все хотят, что бы государство им "сообщило", и обязательно "на основе научных данных" и "объективного анализа" - сколько должно быть на рынке операторских компаний. Все пытаются пожертвовать интересами потребителей ради сохранения "суверенитета": лучше монополизм со всеми злоупотреблениями, чем конкуренция, в которой могут принять иностранные продавцы товаров/услуг. Людям почему-то кажется, что сохранение феодальных привилегий приносит больше пользы потребителям чем конкуренция. (Даже поразительно, как - фигурально выражаясь - жертвы могут активно защащать палачей и заботиться об их интересах).  Хотелось даже произнести знаменитую фразу Людвига фон Мизеса, сказанную им во время заседания общества Мон-Пелерен: "Да вы все тут чёртовы социалисты!" :-)    (Согласно апокрифу, после этой фразы Мизес вышел громко хлопнув дверью).
     Второе, что меня удручает, что участники транспортного сообщества не читают статей, выходящих в последние годы, не знают дискуссий, прошедших в экспертном сообществе по следам тех или иных инициатив, реализуемых на транспортном рынке. Разговоры про централизованное управление всем парком, про то, как это будет эффективно, казалось бы после всех экспериментов 2011-2013 гг., как минимум, требуют некоторых пояснений и ответа на вопрос: что было не так в предыдущих попытках создания парка АГ, ВСП или КП, что на этот раз идея начнёт работать? Но я наблюдал какой-то "день сурка", как буд-то перенёсся в 2010 год и снова обсуждаются вопросы без учёта тех ответов, которыве отрасль экспериментально получила в 2011, 2012 и частично в 2013 годах.
     Докладчик - Е.В.Реутов, впрочем, защищался от этих нападок и тут нужно отметить, что его опыт работы в ФАС как раз в указанные годы позволил ему более адекватно, чем аудитории понимать процессы, происходившие в это время на рынке, включая процессы 2014-2016 гг., связанные с запретом продления срока службы вагонов, который повлёк рост ставок оперирования (эта тема так же поднималась в докладах из зала). Но в целом аудитория, как те Бурбоны, которые "ничего не поняли и ничему не научились", твердила какие-то, как мне кажется, совсем уж дремучие вещи. (в оригинале фраза про Бурбонов звучит немного иначе, не "не поняли", а "не забыли", но в публицистике часто употребляется именно этот вариант).
     Третье, что меня удручило - это подход к экономическим вопросам с нарочито неэкономической методологией. Вслед за речами В.Суркова о суверенной демократии и здесь аудитория (включая модератора - Андрея Дементьева) делала упор на том, что важнее всего не эффект для потребителей, не выигрыш (или потери) потребителей, а "сохранение национального суверенитета", недопущение иностранных компаний на этот рынок.
     На мою реплику о том, что потребитель выигрывает от конкуренции, и- наоборот проигрывает, если вы её ограничиваете. (и потребитель, вообще говоря, проигрывает и если вы запретите казахстанские локомотивы (запрещая им выход на сеть РЖД) или узбекские фрукты или грузинскую минеральную воду или израильских хирургов, ради "поддержки" соответственно монополии РЖД на локомотивы или монополии российских овошепроизводителей или производитенлей минеральной воды или российских врачей), мне из зала сказали, что "мои гены" заставляют меня придерживаться такой антипатриотической позиции (хотя я и не понял, что имелось в виду). (А по окончании мне даже сказали, что "видно, что чтение Сонина и Гуриева сделало тебя антипатриотом", хотя ни Сонина ни Гуриева я не упоминал и не цитировал).
     В общем, было забавно. Но несколько грустно.

     Презентация Е.В. Реутова с семинара доступна по ссылке.

     Ниже публикую видео семинара:

Tags: ВШЭ, Заметки, Экономика, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments