?

Log in

No account? Create an account

f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Отчёт о Крейнинских чтениях
f_husainov
     14 декабря 2018 г. в ВШЭ прошла научно-практическая тарифная конференция «Крейнинские чтения», организованная Институтом проблем ценообразования и регулирования естественных монополий (ИПЦРЕМ) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» при участии представителей Российского университета транспорта (МИИТ).


Фото 1. Слева направо в кадре: И.А.Долматов, Е.В.Яркин, Г.Е. Давыдов, Л.А.Мазо, С.Золотарёв


Фото 2. Выступает Л.А. Мазо (в центре).

     Конференция была приурочена к 100-летию со дня рождения Заслуженного экономиста РФ, доктора экономических наук А.В. Крейнина, под руководством которого во ВНИИЖТ была разработана система железнодорожных тарифов на грузовые и пассажирские перевозок, а также сформирована научная школа в сфере ценообразования на железнодорожном транспорте.
     Все доклады были сгруппированы в три секции.
     Первая секция конференции «Общие вопросы системы железнодорожных тарифов» (модератор – д.э.н., профессор РУТ (МИИТ), главный редактор журнала «Бюллетень транспортной информации» Георгий Давыдов) содержала как мемориальный доклад, посвящённый вкладу А.В.Крейнина в теорию и практику железнодорожных тарифов, так и доклады, посвящённые актуальным вопросам развития и была посвящена общим экономическим проблемам администрирования тарифов.
     Открыл конференцию директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» к.э.н. И.А.Долматов, который обозначил важность темы тарифов для экономики и отметил, что А.В.Крейнин защищад свою докторскую диссертацию в НИИ Госкомцен, правопреемником которого является ИПЦРЕМ. Затем, с небольшим словом выступил научный руководитель Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ д.э.н., профессор Е.В. Яркин, который вспоминал А.В.Крейнина и важность работы по формированию железнодорожных тарифов.
     С большим докладом «Исследования Заслуженного экономиста РФ, д.э.н. А.В. Крейнина в области железнодорожных грузовых тарифов и их значение для современной науки и практики» выступил его ученик –д.э.н. Л.А.Мазо. В докладе Л.А.Мазо был дан обзор основных тарифных реформ, в разработке которых принимал участие А.В.Крейнин, в т.ч. переход к двуставочным тарифам.


Фото 3. А.Н.Голомолзин, Е.А.Долматов, Е.В.Богданов, Г.Е.Давыдов

     Е.В. Богданов, партнёр A.T. Kearney, выступил с докладом посвящённым проблемам долгосрочного регулирования тарифов.
     С развёрнутым докладом «Проконкурентное тарифное регулирование: методология, практика, перспективы» выступил заместитель руководителя ФАС России, Председатель Методического совета по тарифному регулированию ФАС России, к.т.н. А.Н. Голомолзин. Доклад, помимо прикладных вопросов, затрагивал фундаментальные этические и философские основания эволюции представлений о рынках и конкуренции.

Фото 4.

Вторая секция «Вопросы тарифного регулирования» (модератор – ведущая канала «РЖД ТВ» Марианна Ожерельева), была посвящена различным прикладным и дискуссионным вопросам государственного регулирования в сфере железнодорожных тарифов.


Фото 5. М.Ожерельева и Г.Е.Давыдов

     Научный сотрудник Экспертного института НИУ ВШЭ А.В. Дементьев, выступил с докладом «Тарифное регулирование вертикально интегрированных компаний со смешанной структурой собственности». Вывод, к которому пришёл докладчик, и который он развил в процессе ответа на дополнительные вопросы заключался в том, что «убыточность» пригородных перевозок для ОАО «РЖД» формально имеется, но фактически недобор доходов на конечном рынке (из-за регулируемого заниженного тарифа) компенсируется скрытым завышением цен на промежуточном рынке (аренда подвижного состава) и в целом, для РЖД пригородные перевозки не являются убыточными. Более того, согласие РЖД с тем, что часть регионов не компенсирует расходы на пригородные перевозки как раз можно объяснить тем, что в ответ РЖД получает право нерегулируемо устанавливать цены на промежуточных рвнках и компенсировать все расходы.


Фото 6. Г.Е.Давыдов и А.В. Дементьев

     Следующим был доклад президента Национальной ассоциации транспортников, главного редактора журнала «Бюллетень транспортной информации», профессора Кафедры логистики и управления транспортными системами РУТ (МИИТ), д.э.н., профессора Г.Е.Давыдова. Его доклад назывался «Актуальные проблемы регулирования и дерегулирования тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом и связанные с ними услуги». Докладчик предложил дерегулирование железнодорожных тарифов для грузов третьего тарифного класса на полигонах с явно выраженной межвидовой конкуренцией в том числе за счёт модификации правил применения «тарифного коридора» и с учётом конъюнктуры рынка перевозок грузов, учета сопоставимых тарифов в качестве бенчмарка и применения метода «обратного счета» (конкурентная цена груза у потребителя за вычетом цены франко-вагон-станция отправления) в качестве бенчмарка. Так же Г.Е. Давыдов призвал восстановить прием заявок грузоотправителей с признаком принадлежности вагонов «П» (парк перевозчика), запретить РЖД отказывать в приеме заявок по причине «отсутствия вагонов» и предоставленить перевозчику право привлекать вагоны «с рынка», по свободным рыночным ценам.
     Следующим докладчиком был к.э.н. Ф.И.Хусаинов. Его доклад назывался «Перекрёстное субсидирование в системе железнодорожных тарифов: между позитивной и нормативной экономической наукой». Отталкиваясь от данных о различной доходности перевозок различных грузов (которая обусловлена особенностями существующей тарифной системы с перекрёстным субсидированием между отдельными грузами), в докладе был поставлен вопрос о вмешательстве регуляторов в ценовую систему с целью поддержки отдельных отраслей; был рассмотрен выбор, который должен делать регулятор, выбирающий из трёх альтернативных стратегий: перекрёстного субсидирования, субсидирования из бюджета и политикой невмешательства. И в этом контексте было показано, что оставаясь строго в рамках «позитивной» экономической науки, без перехода к «нормативной», строго говоря, ни регулятор, ни какие либо отдельные учёные, эксперты или институции не в состоянии дать объективный «научный» ответ на целый ряд важных вопросов, касающихся государственного регулирования. А переход к нормативным высказываниям приводит к тому, что чистое «научное» утверждение «засоряется» привнесёнными туда личными предпочтениями, ценностями, установками соответствующего учёного, эксперта или институции. Тема вызвала бурное обсуждение, касающееся, прежде всего того – каким способом можно (и можно ли вообще) сделать экономическое утверждение относительно объективным? Или, иначе говоря, это частный случай более общего вопроса – возможна ли наука свободная от ценностей, привносимых туда отдельными людьми.


Фото 7. М.В.Ожерельева, Ф.И.Хусаинов, Г.Е.Давыдов

     Затем председатель подкомитета по железнодорожному транспорту Комитета по транспорту и экспедированию Торгово-Промышленной палаты РФ, доцент РУТ (МИИТ), к.э.н. Е.В. Реутов выступил с докладом «Льготные тарифы для инновационных вагонов: взгляд с точки зрения антитраста». Из названия понятно, что доклад был посвящён одной из самых дискуссионных и острых тем, волнующих транспортное сообщество в последнее время- получения льгот на порожний пробег для инновационных вагонов с повышеннной осевой нагрузкой. Так же, как не стихают споры об этом решении в отрасли, так же, спорили и на семинаре, причём в споре участвовали как эксперты, работающие с «Объединённой вагонной компанией», так и представитель «Алтайвагонзавода» и экспертной среды.
     С докладом на тему «Проблемы тарифного регулирования на текущем этапе развития железнодорожного транспорта» выступил Председатель Экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта (ИИЖТ) П.А. Иванкин. В его докладе было отмечено, что «текущая модель Прейскуранта при существующей грузовой базе не отвечает экономическим интересам железнодорожной отрасли и экономики в целом». Кроме того, Иванкин подчеркнул, что «рост перевозок угля, как низкодоходного массового груза, с одновременным снижением перевозок высокодоходных грузов ведет к ситуации, когда любая дополнительная тонна перевозимого низкодоходного массового груза дает отрицательный результат для всей системы. Образуется так называемый рычаг опрокидывания, то есть условие при котором маржинальная доходность от перевозки одной дополнительной тонны низкодоходного массового груза не покрывает роста издержек инфраструктуры, связанных с обслуживанием этой дополнительной тонны груза».


Фото 8. Выступает П.А.Иванкин

     Президент Института развития транспортных систем А.Н. Синёв выступил с сообщением «Институциональные меры по совершенствованию системы регулирования тарифов в сфере грузовых железнодорожных перевозок». В докладе предлагалась т.н. «бинарная модель регулирования», при которой разные сегменты рынка железнодорожных перевозок должны регулироваться на основе различных принципов - для одних рынков - долгосрочные контракты (включая формульное ценообразование), а для других - дерегулирование.
     Третья секции «Теоретические вопросы формирования жд тарифов» (модератор- д.э.н., профессор, зав. кафедрой РУТ (МИИТ) Дмитрий Мачерет) открылась докладом директора НЦ «Экономика» АО «ВНИИЖТ», к.э.н. Е.Н. Ефимовой «Развитие параметрических моделей определения себестоимости перевозок грузов для целей тарифообразования. (в рамках теоретических вопросов построения железнодорожных тарифов)». В докладе были представлены основные научные разработки, сделанные в ВНИИЖТе по темам, связанным с построением параметрических моделей себестоимости перевозок грузов для целей тарифообразования, которые впоследствии могут быть использованы при формировании нового Прейскуранта № 10-01.


Фото 9. Г.Е.Давыдов, Е.Н.Ефимова (делает доклад), Д.А.Мачерет (модератор секции).

     Прозвучал ещё ряд докладов, посвящённых темам касающимся тем или иным аспектам построения железнодорожных тарифов. В частности, к.э.н. Г.Е. Писаревский сделал доклад, посвящённый системе расчета провозных плат на оказание услуг по перевозкам грузов на железнодорожных транспортерах, заместитель директора Института управления и информационных технологий РУТ (МИИТ) д.э.н., профессор П.В. Куренков выступил с сообщением о влиянии экспортно-импортного и транзитного тарифов на географию внешнеторговых грузопотоков и конкурентоспособность транспортной системы Российской Федерации, отметив в докладе, что по результатам проведённого исследования, многие транзитные перевозки убыточны, т.к. транзитный тариф «в 4-5 раз ниже себестоимости»; к.э.н., доцент ГУУ Т.М.Гайноченко сделала обзорный доклад, посвящённый эволюции теоретических взглядов на конкуренцию и антимонопольную политику. Заключительным докладом конференции стало выступление главного научного сотрудника ИСА РАН д.т.н., профессора Э.И.Позамантира на тему «Принципы формирования системы тарифов на услуги, предоставляемые ОАО РЖД».


Фото 10. Доклад делает проф. РУТ (МИИТ) П.В.Куренков (в центре)

     Таким образом, всего прозвучало четырнадцать научных докладов, касающихся различных тем, касающихся как теоретических так и прикладных аспектов тем, связанных с тарифным регулированием.

Автор фото 1-6, 8-10 - Ф.И.Хусаинов
Автор фото 7 - П.В.Куренков

Отчёт опубликован на сайте ВШЭ.

  • 1
Несостоятельность хозяйственного (регулирующего цены, их пропорции, товарные потоки) вмешательства государства в экономку доказана практикой и опытом жизни стран и народов вне зависимости от метанаучной концепции и всегда ведёт к национальной катастрофе. Это - экспериментальный факт. Если теория этого объяснить не может, тем хуже для теории.

По-моему, для теоретического осознания этого простого и фундаментального факта достаточно чего-нибудь вроде "Экономического мышления" Пола Хейне.

  • 1