?

Log in

No account? Create an account

f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Об индексации тарифов на 2019 год: какие решения приняты?
f_husainov
     Сегодня на сайте журнала "РЖД-Партнёр" опубликована моя статейка "Об индексации тарифов на 2019 год: какие решения приняты?".
     В принципе, эта статья является чуть дополненной и расширенной версией двух постов, ранее опубликованных здесь, в блоге.
     В связи с тем, что в публикации на сайте "РЖД-Партнера" нет гиперссылок на соответствующие приказы ФАС, дублирую здесь, под катом текст статьи с соответствующими гиперссылками.


Фарид Хусаинов, к.э.н.

                                             Об индексации тарифов на 2019 год: какие решения приняты?

     По состоянию на пятницу 7 декабря 2018 г., мы имеем подписанный, зарегистрированный в Минюсте и официально опубликованный комплект приказов, которые регламентируют индексацию железнодорожных грузовых тарифов на 2019 год.

       О базовой индексации

     Сначала был публикован подписанный приказ ФАС России №1482/18 от 30.10.2018 г. , который утверждает один из трёх элементов предстоящей индексации тарифов на 2019 год: базовая индексация на 2019 г. составит +3,6 %.
Каким образом получается эта цифра? Смотрите: индекс на 2018 год, объявленный прошлогодним приказом ФАС России № 1687/17 от 18.12.2017 г . составляет 4,0937; индекс, объявленный упомянутым выше приказом № 1482/18 от 30.10.2018 г. составляет 4,2370. Поделив вторую цифру на первую получим: 4,2370 / 4,0937 = 1,035 или темп прироста +3,5 %.
     Затем, вспоминаем, что ранее, приказом ФАС России № 997/18 от 13.07.2018 г. коэффициент «для финансирования мероприятий по компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства РФ» заменён с 1,44% на 1,5 %.
     Тогда получаем: 1,035*(1,015/1,0144)= 1,035*1,00059 = 1,0356 т.е. рост на + 3,56% или, округляя, +3,6%.

                  О надбавках

     Но базовая индексация - это ещё не всё. Согласно протоколу заседания Правительства РФ № 32 от 08.11.2018 г. были приняты несколько решений, которые после некоторых обсуждений и уточнений были утверждены приказом ФАС России от 15.11.2018 г. № 1564/16 (зарегистрирован в Минюсте 05.12.2018 г., опубликован 06.12.2018 г.) .
     В частности, это следующие решения:
- коэффициент 1,06 к тарифам на порожний пробег полувагонов (т.е. общий рост тарифа для порожнего пробега полувагонов составит 1,0356*1,06=1,0977 или +9,8%)
- коэффициент к тарифам на перевозку экспортных грузов до 2025 года в размере 1,08, за исключением некоторых грузов. В исключения попали следующие грузы: нефть и нефтепродукты - позиции ЕТСНГ 201, 211-215, 221-225, некоторые грузы, входящих в тарифную группу газы энергетические (углеводороды сжиженные) (а именно - коды ЕТСНГ 226021 - бензин стабильный газовый (газолин), 226069 – газоконденсат и 226106 – конденсат газовый (конденсат из природного газа)), а так же для различных видов алюминия (алюминий, сплавы алюминиевые первичные в болванках, слитках, чушках и подобных формах и алюминиевый порошок).
     Причём, если в последние годы повышение экспортных тарифов производилось в рамках тарифного коридора, без переноса этих коэффициентов в «тело» Прейскуранта № 10-01, то сейчас этот коэффициент напрямую встроен в Прейскурант.
     Результаты этих решений приведены на рис.




     Для большинства грузов «экспортный» повышающий коэффициент 1,08 действовал и в 2018 г. (он был принят в рамках тарифного коридора), так что прироста «год к году» этот пункт не даёт. Это повышение, как все помнят, изначально ввели временно, и при условии, что оно временное с ним все согласились, но постепенно временное решение становится постоянным.
     Но для грузоотправителей каменного угля картина немного иная. Если сейчас (в 2018 году) у них фактически этой экспортной надбавки нет (там повышающий коэффициент компенсирован понижающим и индекс для экспорта в итоге равен 1,0), то теперь она появится и для них рост тарифов на экспорт составит: 1,035*(1,015/1,0144)*(1,08/1,0)= 1,035*1,00059*1,08 = 1,118459 или рост +11,85 %.
     А особенность перевозок угля, напомню, заключается в том, что примерно половина всего погруженного в стране угля отправляется назначением на экспорт.

                                   О тарифе на порожний пробег полувагонов

     Особенно неоднозначно из всех принятых решений было встречено решение о повышении тарифа на порожний пробег полувагонов. Формально говоря, мотивом этого повышения со стороны регуляторов было дестимулирование порожних пробегов путём возрождения т.н. практик «отмывки порожнего пробега». Напомню, что до унификации в 2012 году тарифов для универсального подвижного состава (она коснулась только полувагонов и платформ, но не коснулась крытых вагонов) на порожний пробег из-под грузов различных тарифных классов, существовала такая практика, при которой собственник вагона (или оператор) после выгрузки грузов второго и третьего тарифных классов осуществлял краткосрочную (как правило) перевозку грузов первого тарифного класса с целью избежать уплаты более высокого уровня тарифов за последующую перевозку (возврат) порожнего вагона. Подобная практика (она и получила название «отмывка порожнего пробега», которое в том числе уже зафиксировано и в научной литературе) с одной стороны, замедляла оборот вагона, но с другой, давала возможность грузоотправителям низкодоходных грузов задействовать под свои перевозки вагоны, возвращающиеся после перевозки грузов второго и третьего тарифного классов. После унификации, проведённой 01.11.2012 г., грузоотправители строительных грузов столкнулись с тем, что предложение вагонов под их спрос – уменьшилось, поскольку исчез главный стимул «отмывки» – тарифный. Теперь, для частичного смягчения этой проблемы, регуляторы полагают, что повышенный тариф на порожний пробег заставит участников перевозочного процесса изменить свои логистические схемы и вновь, как до ноября 2012 года, «подхватывать» низкодоходные грузы. Участники рынка с большим скепсисом относятся к работоспособности подобной меры, справедливо полагая, что к радикальным изменениям процента порожнего пробега это не приведёт, а выльется просто в повышение расходов на порожний пробег и, впоследствии, на соответствующее повышение цен всех товаров, перевозимых железнодорожным транспортом.



  • 1
Силён Белозёров. Или это проявляется сила настоящего Игорь Иваныча?

Вот что бывает, когда делом занимаешься, а не святой огонь транспортируешь.

  • 1