f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Category:

Об индексации тарифов на 2019 год: какие решения приняты?

     Сегодня на сайте журнала "РЖД-Партнёр" опубликована моя статейка "Об индексации тарифов на 2019 год: какие решения приняты?".
     В принципе, эта статья является чуть дополненной и расширенной версией двух постов, ранее опубликованных здесь, в блоге.
     В связи с тем, что в публикации на сайте "РЖД-Партнера" нет гиперссылок на соответствующие приказы ФАС, дублирую здесь, под катом текст статьи с соответствующими гиперссылками.


Фарид Хусаинов, к.э.н.

                                             Об индексации тарифов на 2019 год: какие решения приняты?

     По состоянию на пятницу 7 декабря 2018 г., мы имеем подписанный, зарегистрированный в Минюсте и официально опубликованный комплект приказов, которые регламентируют индексацию железнодорожных грузовых тарифов на 2019 год.

       О базовой индексации

     Сначала был публикован подписанный приказ ФАС России №1482/18 от 30.10.2018 г. , который утверждает один из трёх элементов предстоящей индексации тарифов на 2019 год: базовая индексация на 2019 г. составит +3,6 %.
Каким образом получается эта цифра? Смотрите: индекс на 2018 год, объявленный прошлогодним приказом ФАС России № 1687/17 от 18.12.2017 г . составляет 4,0937; индекс, объявленный упомянутым выше приказом № 1482/18 от 30.10.2018 г. составляет 4,2370. Поделив вторую цифру на первую получим: 4,2370 / 4,0937 = 1,035 или темп прироста +3,5 %.
     Затем, вспоминаем, что ранее, приказом ФАС России № 997/18 от 13.07.2018 г. коэффициент «для финансирования мероприятий по компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства РФ» заменён с 1,44% на 1,5 %.
     Тогда получаем: 1,035*(1,015/1,0144)= 1,035*1,00059 = 1,0356 т.е. рост на + 3,56% или, округляя, +3,6%.

                  О надбавках

     Но базовая индексация - это ещё не всё. Согласно протоколу заседания Правительства РФ № 32 от 08.11.2018 г. были приняты несколько решений, которые после некоторых обсуждений и уточнений были утверждены приказом ФАС России от 15.11.2018 г. № 1564/16 (зарегистрирован в Минюсте 05.12.2018 г., опубликован 06.12.2018 г.) .
     В частности, это следующие решения:
- коэффициент 1,06 к тарифам на порожний пробег полувагонов (т.е. общий рост тарифа для порожнего пробега полувагонов составит 1,0356*1,06=1,0977 или +9,8%)
- коэффициент к тарифам на перевозку экспортных грузов до 2025 года в размере 1,08, за исключением некоторых грузов. В исключения попали следующие грузы: нефть и нефтепродукты - позиции ЕТСНГ 201, 211-215, 221-225, некоторые грузы, входящих в тарифную группу газы энергетические (углеводороды сжиженные) (а именно - коды ЕТСНГ 226021 - бензин стабильный газовый (газолин), 226069 – газоконденсат и 226106 – конденсат газовый (конденсат из природного газа)), а так же для различных видов алюминия (алюминий, сплавы алюминиевые первичные в болванках, слитках, чушках и подобных формах и алюминиевый порошок).
     Причём, если в последние годы повышение экспортных тарифов производилось в рамках тарифного коридора, без переноса этих коэффициентов в «тело» Прейскуранта № 10-01, то сейчас этот коэффициент напрямую встроен в Прейскурант.
     Результаты этих решений приведены на рис.




     Для большинства грузов «экспортный» повышающий коэффициент 1,08 действовал и в 2018 г. (он был принят в рамках тарифного коридора), так что прироста «год к году» этот пункт не даёт. Это повышение, как все помнят, изначально ввели временно, и при условии, что оно временное с ним все согласились, но постепенно временное решение становится постоянным.
     Но для грузоотправителей каменного угля картина немного иная. Если сейчас (в 2018 году) у них фактически этой экспортной надбавки нет (там повышающий коэффициент компенсирован понижающим и индекс для экспорта в итоге равен 1,0), то теперь она появится и для них рост тарифов на экспорт составит: 1,035*(1,015/1,0144)*(1,08/1,0)= 1,035*1,00059*1,08 = 1,118459 или рост +11,85 %.
     А особенность перевозок угля, напомню, заключается в том, что примерно половина всего погруженного в стране угля отправляется назначением на экспорт.

                                   О тарифе на порожний пробег полувагонов

     Особенно неоднозначно из всех принятых решений было встречено решение о повышении тарифа на порожний пробег полувагонов. Формально говоря, мотивом этого повышения со стороны регуляторов было дестимулирование порожних пробегов путём возрождения т.н. практик «отмывки порожнего пробега». Напомню, что до унификации в 2012 году тарифов для универсального подвижного состава (она коснулась только полувагонов и платформ, но не коснулась крытых вагонов) на порожний пробег из-под грузов различных тарифных классов, существовала такая практика, при которой собственник вагона (или оператор) после выгрузки грузов второго и третьего тарифных классов осуществлял краткосрочную (как правило) перевозку грузов первого тарифного класса с целью избежать уплаты более высокого уровня тарифов за последующую перевозку (возврат) порожнего вагона. Подобная практика (она и получила название «отмывка порожнего пробега», которое в том числе уже зафиксировано и в научной литературе) с одной стороны, замедляла оборот вагона, но с другой, давала возможность грузоотправителям низкодоходных грузов задействовать под свои перевозки вагоны, возвращающиеся после перевозки грузов второго и третьего тарифного классов. После унификации, проведённой 01.11.2012 г., грузоотправители строительных грузов столкнулись с тем, что предложение вагонов под их спрос – уменьшилось, поскольку исчез главный стимул «отмывки» – тарифный. Теперь, для частичного смягчения этой проблемы, регуляторы полагают, что повышенный тариф на порожний пробег заставит участников перевозочного процесса изменить свои логистические схемы и вновь, как до ноября 2012 года, «подхватывать» низкодоходные грузы. Участники рынка с большим скепсисом относятся к работоспособности подобной меры, справедливо полагая, что к радикальным изменениям процента порожнего пробега это не приведёт, а выльется просто в повышение расходов на порожний пробег и, впоследствии, на соответствующее повышение цен всех товаров, перевозимых железнодорожным транспортом.


Tags: Железнодорожные тарифы, Мои публикации
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment