f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Отчёт о 10-м семинаре ЭЖТ, посвящённом железным дорогам XIX века

     Во вторник 27 ноября 2018 г. в стенах НИУ ВШЭ прошло очередное, десятое заседание открытого межвузовского научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта».

     На семинаре с докладом «Формирование и развитие железных дорог в России в XIX веке: стимулы и институты» выступил кандидат экономических наук Фарид Иосифович Хусаинов
     В докладе были рассмотрены проблемные вопросы экономического развития железнодорожного транспорта России в период формирования и развития сети железных дорог в 19 веке. В докладе Ф.И.Хусаинова процесс создания и развития железнодорожного транспорта в России рассматривался не сам по себе, а в более широком экономическом контексте. Была показана роль, которую сыграли, с одной стороны, стимулы, создаваемые особенностями государственного регулирования отрасли, а с другой стороны, институты, сформированные в результате этого регулирования.
     Рассмотрены, в частности механизмы привлечения капитала в железнодорожную отрасль (5 %-ная гарантия, предложенная правительством и министром финансов Рейтерном), и результаты этого инвестиционного механизма: с одной стороны бурное развитие железнодорожной сети, но с другой убыточность железных дорог, вследствие возможности получения субсидий из бюджета. Подробно на материале как мемуаров руководителей российского правительства, железнодорожного ведомства и представителей предпринимательства (С.Ю. Витте, А.И. Дельвига, Д.А. Милютина, П.П. Мельникова, Н.А. Варенцова и др.), так и на основе работ историков, изучавших экономическое развитие России в XIX веке (Б.В.Ананьича, Р.Ш.Ганелина, В.В. Поликарпова, Л.М.Ляшенко, А.М. Соловьёвой, Е.Пивовара, Р.Пайпса и др.), показано как связаны возможность доступа к бюджету с развитием коррупции в сфере железнодорожного транспорта, железнодорожного строительства.
     В докладе был сделан краткий обзор источников по развитию капитализма и, в частности, было отмечено, что «В работе И.Ф. Гиндина содержался важный тезис: "…капитализм в пореформенной России не принял до конца тех типичных для капитализма свободной конкуренции форм, в каких он сложился после промышленного переворота в странах, где капиталистический способ производства утвердился после буржуазных революций"».
     Ф.И.Хусаинов, рассмотрев ситуацию в сфере железных дорог и показав, что схожие явления наблюдались и в других отраслях, развивая тезис И.Ф.Гиндина поставил более радикальный вопрос: «А был ли в России капитализм?». Ответ предложенный в докладе заключался в том, что российский капитализм был системой, в которой фигура предпринимателя была зачастую тесно сросшейся с государственной властью и поэтому многие предприятия функционировани за счёт бюджетной поддержки, а конкурентоспособность многих производств базировалась не на экономической эффективности, а на близости к «административному ресурсу». В частности, Ф.И. Хусаинов отметил: «Коррупция изменила всю систему стимулов: вам не нужно стараться понравиться потребителю, вам нужно «понравиться» чиновнику. Именно близость к чиновнику, близость к «вертикали власти» становится в подобной экономике главным конкурентным преимуществом». Один из слайдов так и назывался: "Плохая новость для любителей старины: наш капитализм был crony capitalism".

     Доклад Ф.И. Хусаинова базировался на опубликованной в прошлом месяце статье в журнале «Бюллетень транспортной информации», с разрешения главного редактора «БТИ» Г.Е. Давыдова ниже публикуется полный текст статьи в PDF.

     Оппонентами/содокладчиками выступили– доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ)) Дмитрий Александрович Мачерет и кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории Санкт-Петербургского государственного университета Элла Отаровна Сагинадзе.
     В докладе Д.А.Мачерета, посвящённом взаимосвязи развития железнодорожного транспорта и институтов не только на примере России, но и на основе межстрановых сравнений, отмечалось, следующее: «формирование и развитие железных дорог в разных странах существенно зависело от характера институтов. В странах с экстрактивными институтами отставание с началом строительства железных дорог было существенным. В Мексике железные дороги появились на 25 лет позже, чем в Великобритании, в Бразилии – на 29 лет, в Османской империи – на 35 лет, в Китае – на 46 лет, в Персии (Иране) – на 63 года. Экономическими и институциональными лидерами были Великобритания и США. Великобритания – родина железных дорог, а США проницательно были названы фон Герстнером еще в 1835 году «настоящей родиной железных дорог».
     По итогам своего доклада проф. Д.А. Мачерент сделал следующий вывод: «Реализация инфраструктурных проектов сама по себе оказывает положительное влияние на рост экономики, но без соответствующей институциональной поддержки экономика не будет развиваться динамично, а эффекты от инфраструктурного развития будут ограничены из-за низкого качества институтов».
     В выступлении Э.О.Сагинадзе было отмечено, что несмотря на отмеченные в докладе Ф.И. Хусаинова особенности российского капитализма XIX века, тем не менее, развитие России было динамичным и в целом, даже такая модернизация смогла обеспечить бурный рост промышленного развития и строительства железных дорог. Так же Э.О.Сагинадзе затронула вопрос строительства железных дорог на Юге Росии, отметив, что именно железнодорожное строительство стало залогом экономического и промышленного роста.


Фото 1


Фото 2. Слева направо: А.В.Дементьев, Ф.И. Хусаинов, Э.О.Сагинадзе, Д.А. Мачерет


Фото 3 Фото докладчика и двух оппонентов в перерыве


Фото 4


Фото 5 Во второй части слушатели задают вопросы докладчику и оппонентам/содокладчикам. Вопрос из зала задаёт д.э.н. Л.А. Мазо




Другие фотографии доступны на странице мероприятия в фейсбуке

     В дискуссии приняли участие представители научной среды, транспортного сообщества, включая представителей РУТ (МИИТ), НИУ ВШЭ, ТПП, МГУ, ОАО «РЖД», аспиранты и студенты вузов.
     По традиции, участники, задавшие самые интересные вопросы, получили в подарок от организаторов семинара книги по истории железнодорожного транспорта (книги А.А. Головачёва «История железнодорожного дела в России» и К.Волмара «Транссибирская магистраль. История создания железнодорожной сети России»).


Материалы семинара:
1. Презентация к докладу Ф.И. Хусаинова
2. Статья Ф.И. Хусаинова «Формирование и развитие железных дорог в России в XIX веке: стимулы и институты» в БТИ №10, 2018 г.
3. Презентация Д.А. Мачерета
4. Тезисы выступления Д.А. Мачерета
Tags: ВШЭ, История железных дорог, Мои презентации, Научные мероприятия, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments