?

Log in

No account? Create an account

f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Вес поезда брутто и нетто в 1991-2017 г.
f_husainov
     Я как-то постил данные о показателе средний вес грузового поезда, в том числе в разных странах, сейчас публикую актуализированный график с данными с 1991 по 2017 год, добавив к весу поезда брутто, ещё один ряд - вес поезда нетто (см. рис.1). Сразу оговорюсь, что меня, как сына учителя физики смущает и даже коробит  слово вес и мне хочется написать масса, но, в силу традиции, в сфере железных дорог и в железнодорожной литературе массу называют весом и измеряют в тоннах (а в физике, как все помнят из школьного курса, масса - в тоннах, а вес- в ньютонах (в системе СИ)). Поэтому в тексте данного поста будем пользоваться словом вес*.
     На рис. 2 приводится отношение веса поезда нетто к весу поезда брутто, выраженное в %. Это, в некотором роде, КПД грузового поезда.


Рис.1


Рис.2

     В этой связи хотел бы прокомментировать одну реплику, сказанную одним из участников конференции "PRO//Движение.1520". Комментируя показатель вес поезда, он отметил, что средняя цифра 4041 тонна, но есть поезда по 7000 тонн и такое отличие связано с тем, что "вес у поездов разный, т.к. разный профиль и поеэтому такая средняя цифра".
     Это не совсем точно. Дело не только в том, что разный профиль (и, соответственно, разные весовые нормы). Дело ещё в том, что показатель средний вес грузового поезда брутто является средним в полном смысле этого слова - он учитывает как вес гружённых, так и вес порожних поездов.

     Рассмотрим такой пример: у нас есть гружёный поезд из 71 вагона с весом брутто 71*(62+24)=6106 тонн. (62 тонны-средняя статическая нагрузка вагона, а 24 тонны- считаем, что это средний вес тары вагона). Затем этот же поезд едет порожним (для простоты предполагаем, что с таким же количеством вагонов и на одинаковое расстояние). В этом случае вес поезда брутто будет 71*24 = 1704 тонн. В итоге, средний вес поезда будет равен (1704+6106)/2= 3905 тонн.
     Таким образом, даже если все поезда будут в гружёном виде иметь вес 6,1 тыс. тонн, средний вес, получится 3,9 тыс. тонн. Об этом важно помнить всякий раз, когда мы произносим "средний вес поезда"!

     При этом, я ещё несколько упростил картину, потому что, во-первых, не факт, что гружёный и порожний поезда будут иметь одинаковое количество вагонов, в составе порожнего поезда вагонов может быть и больше, иногда до 100 единиц; во-вторых, не все поезда состоят только из гружёных или только из порожних вагонов, в поездах одновременно могут находиться и порожние и гружёные вагоны в самых разных соотношнениях; а в-третьих, вагоно-километры пробега в порожнем и в гружёном состоянии - тоже не одинаковы (в порожнем-меньше), а ведь в формуле, по которой вычисляется вес поезда не сами по себе поезда и тонны, а тонно-километры и поездо-километры, так что соотношение пробегов в гружённом и порожнем состоянии - строго говоря - тоже влияет на вес поезда.
     Вот, кстати, как выглядит формула в "каноническом" справочнике эксплуатационных показателей 1977 года:


Источник: Технико-экономические показатели работы железных дорог (Справочник). М.: Транспорт, 1977. 112 с.

     Вот в более свежем издании, в учебнике 2013 года по экономике железнодорожного транспорта:

Источник: Экономика железнодорожного транспорта: учебник [для технических специальностей]/ Под ред. Н.П. Терёшиной, Л.П. Левицкой, Л.В. Шкуриной. М.: ФГБОУ "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте", 2013. - 536 с..

     Таким образом просуммировать и поделить пополам- это сильное упрощение, сделанное просто для пояснения роли порожних поездов при формировании показателя средний вес поезда.

_________________
*Прим. Почти все учебники как по эксплуатационной работе, так и по экономике жд транспорта используют выражение "вес поезда". Есть, как минимум, один учебник, в котором вместо термина "вес поезда" используется "масса поезда". Это учебник 2011 года "Экономика железнодорожного транспорта" под ред. Н.П. Терёшиной и Б.М. Лапидуса.(и, возможно, предыдущие издания именно этого учебника). Этот учебник не тождественнен цитируемому выше учебнику 2013 года, несмотря на то, что у них совпадает бОльшая часть авторского коллектива.

  • 1

А есть такие данные с начала 20 века?


Да, в работах проф. Д.А. Мачерета есть эти данные с 1913 года (и нетто и брутто). См, например вот в свежей монографии:
http://docme.ru/doc/4202075/upravlenie-e-konomicheskoj-e-ffektivnost._yu-e-kspluatacionnoj-...

Ну вес поезда можно измерять ведь и в тонно-силах.

  • 1