f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Вес поезда брутто и нетто в 1991-2017 г.

     Я как-то постил данные о показателе средний вес грузового поезда, в том числе в разных странах, сейчас публикую актуализированный график с данными с 1991 по 2017 год, добавив к весу поезда брутто, ещё один ряд - вес поезда нетто (см. рис.1). Сразу оговорюсь, что меня, как сына учителя физики смущает и даже коробит  слово вес и мне хочется написать масса, но, в силу традиции, в сфере железных дорог и в железнодорожной литературе массу называют весом и измеряют в тоннах (а в физике, как все помнят из школьного курса, масса - в тоннах, а вес- в ньютонах (в системе СИ)). Поэтому в тексте данного поста будем пользоваться словом вес*.
     На рис. 2 приводится отношение веса поезда нетто к весу поезда брутто, выраженное в %. Это, в некотором роде, КПД грузового поезда.


Рис.1


Рис.2

     В этой связи хотел бы прокомментировать одну реплику, сказанную одним из участников конференции "PRO//Движение.1520". Комментируя показатель вес поезда, он отметил, что средняя цифра 4041 тонна, но есть поезда по 7000 тонн и такое отличие связано с тем, что "вес у поездов разный, т.к. разный профиль и поеэтому такая средняя цифра".
     Это не совсем точно. Дело не только в том, что разный профиль (и, соответственно, разные весовые нормы). Дело ещё в том, что показатель средний вес грузового поезда брутто является средним в полном смысле этого слова - он учитывает как вес гружённых, так и вес порожних поездов.

     Рассмотрим такой пример: у нас есть гружёный поезд из 71 вагона с весом брутто 71*(62+24)=6106 тонн. (62 тонны-средняя статическая нагрузка вагона, а 24 тонны- считаем, что это средний вес тары вагона). Затем этот же поезд едет порожним (для простоты предполагаем, что с таким же количеством вагонов и на одинаковое расстояние). В этом случае вес поезда брутто будет 71*24 = 1704 тонн. В итоге, средний вес поезда будет равен (1704+6106)/2= 3905 тонн.
     Таким образом, даже если все поезда будут в гружёном виде иметь вес 6,1 тыс. тонн, средний вес, получится 3,9 тыс. тонн. Об этом важно помнить всякий раз, когда мы произносим "средний вес поезда"!

     При этом, я ещё несколько упростил картину, потому что, во-первых, не факт, что гружёный и порожний поезда будут иметь одинаковое количество вагонов, в составе порожнего поезда вагонов может быть и больше, иногда до 100 единиц; во-вторых, не все поезда состоят только из гружёных или только из порожних вагонов, в поездах одновременно могут находиться и порожние и гружёные вагоны в самых разных соотношнениях; а в-третьих, вагоно-километры пробега в порожнем и в гружёном состоянии - тоже не одинаковы (в порожнем-меньше), а ведь в формуле, по которой вычисляется вес поезда не сами по себе поезда и тонны, а тонно-километры и поездо-километры, так что соотношение пробегов в гружённом и порожнем состоянии - строго говоря - тоже влияет на вес поезда.
     Вот, кстати, как выглядит формула в "каноническом" справочнике эксплуатационных показателей 1977 года:


Источник: Технико-экономические показатели работы железных дорог (Справочник). М.: Транспорт, 1977. 112 с.

     Вот в более свежем издании, в учебнике 2013 года по экономике железнодорожного транспорта:

Источник: Экономика железнодорожного транспорта: учебник [для технических специальностей]/ Под ред. Н.П. Терёшиной, Л.П. Левицкой, Л.В. Шкуриной. М.: ФГБОУ "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте", 2013. - 536 с..

     Таким образом просуммировать и поделить пополам- это сильное упрощение, сделанное просто для пояснения роли порожних поездов при формировании показателя средний вес поезда.

_________________
*Прим. Почти все учебники как по эксплуатационной работе, так и по экономике жд транспорта используют выражение "вес поезда". Есть, как минимум, один учебник, в котором вместо термина "вес поезда" используется "масса поезда". Это учебник 2011 года "Экономика железнодорожного транспорта" под ред. Н.П. Терёшиной и Б.М. Лапидуса.(но, что любопытно, в предыдущих двух бумажных издания этого же учебника и одном электронном так же используется выражение "вес поезда"). Этот учебник 2011 г. не тождественнен цитируемому выше учебнику 2013 года, несмотря на то, что у них совпадает бОльшая часть авторского коллектива.
Tags: Заметки, Статистика транспорта
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments