?

Log in

No account? Create an account

f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
СМИ и грузоотправители обсуждают "тарифный блицкриг" РЖД
f_husainov
     СМИ активно обсуждают стремительное продвижение войск РЖД и прорыв обороны ФАС. С лёгкой руки Д.Борисова (сайт "Vgudok") это даже назвали "тарифным блицкригом". Вот что, в частности, отмечается в этой статье: "Видимо, заседание правления ФАС в текущем моменте — это не место для дискуссий. Как ни странно, ФАС тоже находится в числе потерпевших. Служба больше и дольше всех боролась за долгосрочность тарифов. А теперь должна взять под козырёк".
     Что же произошло?
     В статье Н.Скорлыгиной "Расходы разложили по вагонам" в "Коммерсанте" от 25.10.2018 г. приводятся основные "вехи": "Монополия заявила, что часть дыры хочет закрыть за счет сохранения экспортной надбавки в 8%, которую исходно планировалось отменить с 2019 года. Сначала речь шла о продлении только на 2019 год, потом на 2019–2021 годы, а в финале — до 2025 года . В опубликованном проекте тарифного приказа ФАС надбавку планируется закрепить, обнулив лишь для алюминия и нефтепродуктов и снизив до 5,4% для экспорта автомобилей. По расчетам потребителей, рассказал источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, общие потери основных промышленных холдингов от закрепления экспортной надбавки до 2025 года могут составить 253 млрд руб. (...) Но этим расходы грузоотправителей не ограничатся. Один из источников “Ъ” говорит, что еще около 67 млрд руб. монополия планирует получить за счет повышения на 6% тарифа на порожний пробег. Ранее как альтернатива предлагалась отмена специальных тарифных схем на порожний пробег инновационных вагонов. Ее поддержала ФАС, а совет потребителей ОАО РЖД не пришел к консенсусу".
     Таким образом, как пишет Д.Борисов на сайте "Vgudok" в статье от 21.10.2018 г., "экспортная надбавка, которая должна была кануть в Лету, возродилась аки мифическая птица Феникс".
     Таким образом, в административной борьбе РЖД против позиции потребителей Белозёров оказался вторым изданием Якунина и научился довольно эффективно лоббировать в правительстве интересы РЖД и регулярно "нагибать" (выражение одного из чиновников) растерявшую остатки сил антимонопольную службу. Игорь Артемьев оказался в довольно двусмысленной ситуации: пока он произносит фразы, про то, что он против всяких надбавок, что он за долгосрочную индексацию "инфляция-минус", реальные решения правительства полностью игнорируют в этом вопросе позицию ФАС и полностью поддерживают позицию РЖД. И даже Совет потребителей РЖД удалось приручить, да так, что он проголосовал против того, за что выступал все предыдущие годы.
     Недавно, один эксперт сказал "Чем больше я смотрю на Белозёрова, тем больше мне нравится Якунин". Но представитель РЖД, присутствовавший при разговоре отметил, что для РЖД это комплимент.
     Там же, в статье Н.Скорлыгиной в "Коммерсанте" приводится следующее мнение: "Источник в одном из промышленных холдингов отмечает, что финансовый результат ОАО РЖД улучшается год от года: чистая прибыль в январе—июне выросла на 21%, до 64,8 млрд руб., рентабельность по EBITDA достигла 25%. Рост целевой рентабельности в ДПР (до 32,7%) также свидетельствует об устойчивом финансовом положении компании. Это исключает необходимость продления экспортной надбавки, считает собеседник “Ъ”. Он добавляет, что в ДПР указаны крупные дополнительные резервы — 880 млрд руб., которые ОАО РЖД планирует сэкономить при смягчении требований законодательства о транспортной безопасности, но финансовая модель их не учитывает".

     Таким образом, всё вернулось "на круги своя". Несколько лет обсуждали долгосрочные предсказуемые тарифы, но, в итоге вернулись к старой доброй системе "административного торга".

   

  • 1
Фиксация тарифов - вообще спорная тема. Внешние рынки волатильны, так почему же должны быть фиксированы внутренние тарифы?

Важнейшая подтема - КАК меняются эти тарифы, в результате работы каких формальных или неформальных механизмов. Мне кажется, альтернативой административному торгу должен быть торг денежный.

А административный торг может и остаться, но только в более фундаментальных и политических вопросах. Например, вопросах концессий на строительство новых железных дорог.

Если РДЖ столь всемогущи, то почему они никак не могут избавиться от угольного лобби?

Или угольщики ещё сильнее?

Думаю, есть две причины.
1) Именно наличие обязанности осуществлять некоторые невыгодные виды деятельности, позволяет РЖД, как и ранее - МПС, в процессе торга с правительством просить какие-то поблажки "взамен"на других участках фронта.
Как в старом анекдоте про священника и парторга ("Ах, не дадите мне комсомольцев на крёстный ход, не дам вам монашек в сауну!")
2) Возможно, поддержка угольной отрасли- решение политическое и не имеющее отношение к экономической эффективности и обозначена правительством руководству РЖД (МПС) как политическое и РЖД понимает, что изменить это - невозможно в принципе (или почти невозможно, как, например, долго не повышали пенсионный возраст по политическим причинам).
Какая из этих двух причин более весома- не берусь судить. Возможно, именно их сочетание.

Edited at 2018-10-27 08:23 pm (UTC)

  • 1