?

Log in

No account? Create an account

f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Отчёт о семинаре ЭЖТ № 9, посвящённом экон. эффективности эксплуатационной работы жд транспорта
f_husainov
     Во вторник 16 октября 2018 г. в 18:30 в стенах НИУ ВШЭ прошло очередное, девятое заседание открытого межвузовского научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта».
     Тема семинара: «Проблема оценки и обеспечения экономической эффективности эксплуатационной деятельности железнодорожного транспорта».
     Сначала со вступительным словом выступил Д.А. Мачерет, и сказал, что доклады являются частью новой коллективной монографии "Управление экономической эффективностью эксплуатационной деятельности железнодорожного транспорта...", написанной группой авторов в составе Д.А. Мачерета, А.В. Рышкова, Н.А. Валеева, А.В. Кудрявцевой (ранее-Измайковой), В.И. Титовой. (под ред. Д.А. Мачерета и А.В.Рышкова, М.: Риор, 2018, 212 с.), но в докладах будет отражена только небольшая часть того, что вошло в книгу. Затем, после этой небольшой преамбулы он передал слово для первого доклада Н.А.Валееву.
     Доклад Н.А.Валеева, который назывался «Управление эксплуатационными затратами железнодорожных компаний, нацеленное на рост эффективности» был посвящён оценке экономической эффективности эксплуатационной деятельности, для чего докладчиком было предложено использовать такой показатель, как коэффициент эксплуатационных издержек транспортной компании.
«Коэффициент эксплуатационных издержек – отметил Н.А.Валеев - представляет собой отношение эксплуатационных затрат к величине доходов от перевозки. Он показывает ту долю доходных поступлений компании, которая направляется на обеспечение ее текущего функционирования».
Далее докладчик показал - в чём особенность этого показателя и почему стремление к его минимизации может оказаться пагубным в долгосрочной перспективе?
В докладе, в частности, было отмечено: «Коэффициент эксплуатационных издержек (называвшийся также коэффициентом эксплуатации) для железных дорог и железнодорожных систем традиционно использовался в отечественной и мировой экономической науке и управленческой практике. В последние годы интерес к использованию этого показателя возрождается.
На первый взгляд, нужно стремиться к минимизации коэффициента эксплуатационных издержек. Однако чрезмерное его сокращение (например, при неоправданном снижении объемов или качества ремонта технических средств, необеспечении должной мотивации работников) может нарушить устойчивость работы (из-за ухудшения состояния основных фондов, роста текучести и потери квалифицированных кадров и т.д.), то есть приведет к снижению долговременной эффективности железнодорожного транспорта. Другими словами, чрезмерное сокращение коэффициента эксплуатационных издержек в текущем периоде может вызвать его резкий рост в перспективе, так что долгосрочный экономический результат окажется отрицательным».
     Затем выступил Д.А. Мачерет с докладом «Вес и скорость движения поездов – ключевые факторы экономической эффективности эксплуатационной деятельности железнодорожного транспорта»
     В докладе Д.А.Мачерета отмечалось, следующее: «наивысшие темпы роста производительности поезда были достигнуты в период «первых пятилеток» (1928 – 1940 годы), однако эффективность поездной работы при этом не росла, а даже несколько снизилась. Это еще раз подтверждает вывод о затратности и неэффективности реализованного в тот период «мобилизационного» варианта экономического развития.
Почти столь же высокими темпы роста производительности поезда были в 1950-х – первой половине 1960-х годов, в период реализации на железнодорожном транспорте целого ряда значимых инноваций и некоторого раскрепощения творческих сил людей. В этот период была обеспечена и наиболее высокая динамика эффективности эксплуатационной работы.
Во второй половине 1960-х и 1970-х годах, когда началось общее замедление развития отечественных железных дорог, а грузо- и пассажиронапряженность существенно возросли, произошло кардинальное падение темпов роста производительности поезда, а эффективность поездной работы существенно снизилась. Впрочем, в последующее десятилетие, благодаря системным мерам по интенсификации использования подвижного состава, удалось существенно улучшить динамику показателей качества и эффективности поездной работы.
Их значимое повышение было продолжено в период проведения структурных реформ в экономике страны и на железнодорожном транспорте».

     Оппонентом/содокладчиком выступила руководитель направления Корпоративного университета ОАО "РЖД", канд. экон. наук, доцент А.В. Сорокина.
     В своём выступлении она, в частности, отметила, что теоретическая и практическая ценность работы заключается в том, что заложены основы для дальнейших исследований в данном направлении. Вместе с тем, она отметила, что «за рамками данной работы осталась проблема определения оптимального соотношения скорости перевозки и веса поезда», хотя очевидно, что есть пределы одновременного повышения скорости и развития тяжеловесного движения. В частности, она отметила, что «играет важную роль такой момент для того, чтобы увеличить скорость доставки груза не обязательно повышать скорость движения поезда. Можно сократить время, в течение которого вагон (груз) не перемещается, а производятся технические действия - ожидание , формирование состава и т.п».
     В дискуссии приняли участие представители научной среды, транспортного бизнеса, включая представителей ОАО «РЖД», «ФГК», ИЭРТ, РУТ (МИИТ), ВНИИЖТ, ВШЭ, ТПП, ИИЖТ, операторских компаний, аспиранты и студенты вузов.
     Так же участники семинара получили в подарок коллективную монографю (примерно два десятка экземпляров авторы принесли с собой) «Управление экономической эффективностью эксплуатационной деятельности железнодорожного транспорта...".
Монография доступна в электронном виде по ссылке.

Материалы семинара:
1. Презентация к докладу Н.А. Валеева
2. Презентация к доклад Д.А. Мачерета

Несколько фотографий с семинара:

Фото 1


Фото 2


Фото 3


Фото 4


Фото 5


Фото 6

P.S. Отчёт о семинаре на сайте НИУ ВШЭ - по ссылке.