f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Б.М. Лапидус: "Потребность в реформах была обусловлена объективными факторами"

     На канале "РЖД ТВ" в программе "1520: Компания" интересное интервью ещё одного легендарного представителя железнодорожной отрсли - доктора экон. наук, бывшего вице-президента РЖД, бывшего директора ВНИИЖТ, а ныне - председателя Объединённого учёного совета ОАО «РЖД»  - Бориса Лапидуса.
     Программа называется "Пути реформы".
     В интервью речь идёт о тех развилках, которые обсуждались при разработке Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, о том почему все международные эксперты советовали приватизацию, но МПС не пошло по этому пути и о всяком таком, интересном.
     Я, разумеется, не разделяю взглядов Бориса Моисеевича полностью, и взглядов на реформу в частности, мне ближе более радикальные точки зрения, а взгляды Лапидуса для меня слишком умеренны и осторожны.
     Но есть, как минимум, три причины, почему я всегда смотрю и/или читаю интервью этого человека.
     Во-первых, у него есть системный взгляд на железнодорожный транспорт; для него транспорт- это сложная система, состоящая из таких разных элементов, как экономика и, например, совершенно неэкономические обязательства перед государством, как бизнес и одновременно регулятор (да-да, МПС уже не существует, но РЖД, во многом оказывает сильное влияние на всех участников). И эта системность - важный, и зачастую сегодня утерянный элемент отраслевой дискуссии.
     Во-вторых, аргументация Лапидуса (независимо от того- согласен я с ней или нет) всегда строится на каких-то сущностных аргументах, а не на отсылках к решениям "партии и правительства". В наше время, когда без ссылок на какую-нибудь речь президента или указ премьер-министра или президентское поручение и т.п., не обходится ни одна дискуссия, такой научный, независимый, "профессорский" стиль речи, как у Лапидуса, при котором аргументы важнее "погон и регалий", при котором сущностные ответы важнее отсылок к авторитетам, ещё один утерянный элемент общественной дискуссии. Мне кажется, что я понимаю - откуда это у Лапидуса. Он сформировался в 90-е годы, когда, что бы убедить оппонента - нужны были, помимо прочего, аргументы, когда общественность - и пресса и политики и общественные деятели - жёстко спрашивали с МПС и требовалось объяснять свои решения и переубеждать оппонентов. Ещё один утерянный сегодня почти во всех сферах навык.
     Есть ещё третья причина, но о ней я напишу позже, когда буду писать пост про top-20 самых важных книг по экономике железнодорожного транспорта. Одна из его книг, вышедшая в 2000 году, сильно повлияла на мой выбор писать диссертацию именно по экономике железнодорожного транспорта.

     Отдельно хотелось бы ответить и мастерство интервьюора. Марианна Ожерельева, которая вела эту программу, постепенно превратилась из просто спрашивающего журналиста в полноправного собеседника своих именитых гостей. И так забавно, когда она с полу-слова подхватывает фразу Лапидуса, а потом, когда она забывает слово, уже Лапидус, подсказывает ей термин. И чуствуется, как для спикеров, гостей её передач -  удовольствие говорить с ней "на одной волне".
Tags: Видео, РЖД, Учёные, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments