?

Log in

No account? Create an account

f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Форум "PRO//Движение.1520"
f_husainov
     2-3 октября 2018 г. в Сочи прошёл форум "PRO//Движение.1520". Поскольку на сайте форума выложены видео всех докладов, такой жанр, как отчёт в блоге потерял всякий смысл, но несколько слов, впечатлений, наблюдений, я всё же напишу.
     Мероприятие проходило вот в этом пресс-центре.


Фото 1. Олимпийский пресс-центр

Сначала с приветствием выступили министр транспорта Е.Дитрих и президент РЖД О.Белозёров а так же губернатор Краснодарского края В.Кондратьев. Видео выступления Кондратьева я очень рекомендую посмотреть на сайте- это очень уморительное зрелище. Нет, говорил он там более менее одинаковые слова, которые обычно и говорят, но вот интонация... :-) (Спойлер: ну, это как если бы герои фильмов "Жмурки" или "Бумер" добавили в свою речь с бандитской "стрелки" немного путинской артикуляции - это очень забавно; сначала смотришь как буд-то пародию, а потом приходит осознание, что это не пародия, а аутентичная речь данного человека. Впрочем, в этой уголовной эстетике есть своё антропологическое обаяние.:-) )


Фото 2. Приветственное слово президента РЖД О.Белозёрова.


Фото 3. Приветственное слово министра транспорта Е.Дитриха.

    Первая сессия форума называлась "PRO будущее мировой транспортной системы: глобальные тренды". Эту сессию открыл американский политолог-футуролог индийского происхождения Параг Ханна. Если честно, первая моя реакция на его выступление была отрицательной- мне казалось, что это уж слишком примитивные и банальные тезисы для такой конференции. Там не было ни одной сколько-нибудь новой или оригинальной мысли, ни одного тезиса, которого вся аудитория не знала бы и до доклада. И почти все участники, кто был в зале, потом, обмениваясь впечатлениями, говорили, что доклад рассчитан на детский сад или, в крайнем случае, на школьников, раздумывающих, например, о том - выбирать ли им транспорт своей будующей специальностью. Для пионерлагеря- это хороший уровень доклада, но для профессионального форума- непростительно низкий.
     Но, с другой стороны, подобный доклад, возможно дань некоторой новой моде, когда на профессиональную конференцию приглашаются спикеры "широкого пофиля" - футурологи, политологи и т.п., что бы отвлекаясь от профессионального разговора как бы воспарить над ним и поговорить на какую-то более абстрактную тему. Например, если на конференции специалистов по пассажирским перевозкам выступит какой-нибудь известный демограф и расскажет самые примитивные для демографа вещи, это вполне может быть интересным, поскольку с одной стороны эти участники ничего не знают о науке демографии и им это будет чем-то небанальным, а с другой- такая лекция позволит выйти за пределы узкого профессионального взгляда и посмотреть на какие-то вещи в более широком контексте. Сам докладчик, кстати, был вполне артистичен - ходил по сцене, размахивал руками и - как говорится - "вот это вот всё". И ещё один плюс, который необходимо отметить. Наличие такого спикера, выступающего в стиле TED-конференций- без бумажки, в жанре шоу- важный пример для нашей отрасли и всех наших бюрократов, которые, зачастую, не отрываются от бумажки. В одном из московских вузов есть правило - если при докладе на защите диплома или магистерской/бакалаврской работы студент читает по бумажке, ему снижают оценку на один балл. Потому что умение говорить без бумажки- важный элемент общей культуры. Поэтому наличие такого докладчика, как Ханна должно задать стандарты если не интеллектуальности, то занимательности и ораторского мастерства докладчиков.
 


Фото 4. Выступает Параг Ханна (справа в кадре - модератор первой секции А.Кареевский, телеведущий канала "Россия-24")

     Кстати, потом, все желающие могли поговорить с П.Ханной в кулуарах конференции.


Фото 5. П.Ханна беседует с участниками в кулуарах конференции

     Затем выступил президент генеральный директор РЖД (чёрт, никак не привыкну к новому названию должности) О.Белозёров, который рассказал об итогах 15 лет работы РЖД, о Долгосрочной программе развития РЖД и о перспективах на будущее. Сказал о том, что пропускная способность (тут оговорка, имеется в виду, разумеется, провозная способность, которая измеряется в тоннах в единицу времени, а не пропускная, которая измеряется в количестве поездов или пар поездов в единицу времени)  БАМа и Транссиба к 2024 году составит 180 млн. тонн (на слайде его презентации, кстати, было написано "180 тонн", "млн." куда-то пропали, что немного повеселило публику). Сказал, что в 4 раза увеличится объём транзита контейнеров через Россию (это предусмотрено какими-то президентскими указами), что время перевозки грузов от границы на Дальнем Востоке до западных границ России будут занимать всего 7 дней. Так же он отметил, что погрузка назначением на экспорт через российские порты выросла за 15 лет в 1,8 раза. (хотя, по хорошему, нужно было сказать, что в целом с 2003 по 2017 г. погрузка выросла на 8,6 % (см. график динамики погрузки), и в том числе на экспорт через порты выросла на столько-то, а по России - снизилась на столько-то - так, на мой взгляд, было бы честнее и профессиональнее; это же не доклад в Гос думе или правительстве, где нужно только хвастаться, это же профессиональный форум). Так же в докладе Белозёров отметил, что скорость доставки груза выросла на 44 % за 15 лет, и это- формально говоря - правда (см. вот в этом посте рис.4) , но, опять же, в любом докладе, который делают, например, движенцы РЖД, всегда есть оговорка, что из-за изменения методики учёта скоростей в 2014 году, когда она скакнула единовременно на 34%, сопоставлять эти периоды - совсем не корректно. Я не утверждаю, что докладчик ставит целью кого-то обмануть, но такие мелочи очень сильно "смазывают" впечатления от хорошего, в общем-то, доклада.
     Так же Белозёров отметил, что по итогам 2018 г. ожидается, что РЖД перевезёт рекордное за 10 лет количество пассажиров.


Фото 6. Доклад ген. директора ОАО "РЖД" Олега Белозёрова

     Затем было ещё несколько выступлений. Первая сессиядолжна была закончиться в 11:40, но закончилась только в 12:45, из-за чего пришлось сдвигать и кофе-брейк и следующую сессию и обед. По-видимому, ведущий "России-24" А.Кареевский, который модерировал секцию, не имел раньше такого опыта и не сумел как-то управлять временем докладов участников с целью соблюдения регламента. Впрочем, справедливости ради, отмечу, что это был единственный организационный "провал" на форуме, все остальные секции проводились в сроки, докладчики укладывались в регламент, а, при необходимости модераторы их подстёгивали.
     Из тех сессий и круглых столов, которые я посетил, хотелось бы отметить три наиболее интересных.

Дискуссия "PRO Сотрудничество: общими усилиями из точки А в точку В дешевле, быстрее и надёжней" была посвящена, главным образом, транзитным грузовым перевозкам. В дискуссии участвовали директор ЦФТО Алексей Шило (он опоздал и пропустил почти половину дискуссии, но потом активно комментировал остальные выступления), Альберто Гризон, Алексей Гром, Вячеслав Сараев (я впервые видел этого спикера, он представлял компанию "Трансконтейнер", мне показались его тезисы наиболее интересными в этой сессии и сущностно и по тому, как он их высказывал).


Фото 7. Сессия про сотрудничество. Одно из пустующих на фото кресел позднее занял А.Н. Шило, второе- пришедшее под конец дискуссии И.В. Ольховская


Фото 8. Та же сессия ближе к концу (слева направо в кадре: В.Сараев, А.Гром, Н.Китамура, А.Шило, У.Лойшнер)

     Особо хочу отметить модератора. Сессию проводила Марианна Ожерельева- ведущая канала "РЖД ТВ" и, по общему признанию множества участников, которыми все потом делились в кулуарах - это было самое блестящее и профессиональное модерирование на этом форуме.


Фото 9. Марианна Ожерельева.

     Отвлекаясь от форума, приведу пример реакции на это.
     На обратном пути из Сочи я летел в самолёте в соседнем кресле с главным редактором одного железнодорожного журнала. А он, такой разговорчивый  - всю дорогу говорил на разные темы от истории его журнала и в целом истории железных дорог до впечатлений от форума. (И из-за этого я не дочитал биографию Дж.М.Кейнса, которую брал с собой читать в дорогу). :-)
     И он говорит:
     -Вот зачем зовут этих телеведущих? Они же ничего не понимают. Вот ведущий с телеканала Россия-24 он смотрит на проблему как журналист, далёкий от отрасли и не понимает ни потребностей - того, что хочет услышать зал, профессиональная аудитория и уводит в сторону более общих вопросов. Ему, с его уровнем, такие вопросы задавать проще, но для этой аудитории- это слишком общие вещи, слишком поверхностно и даже если спикер пытается уйти "вглубь", он уводил спикера на "мелководье" простых ответов. Ответов, уровень которых ему понятен. Ему при таких ответах комфортно, а профессиональной аудитории- скучно.
     Я спрашиваю: "Ну вот другую сессию модерировала Марианна Ожерельева, как Вам её модерирование, она же тоже телеведущая?"
А главный редактор мне отвечает:
- Ну, Ожерельева, это совсем другое дело. Во-первых, это же РЖД ТВ, наше корпоративное телевидение оно и должно быть погружено в тематику транспорта, во-вторых, по ней видно, что у неё огромный опыт модерирования таких мероприятий, она очень профессионально ведёт диалог и задаёт именно настоящие профессиональные вопросы, которые бы хотели задать и те, кто сидит в зале, те, кто является профессиональной аудиторией этого форума. Она как раз пример не журналистского, а настоящего профессионального разговора. И, в третьих, по тому, как она вела сессию, видно, что она много готовилась, изучала вопрос. Это совсем другое дело.
     Насколько мне известно, в одном этот главный редактор ошибся - у М.Ожерельевой это был дебют в жанре модерирования. Но дебют удачный.
     Но вернёмся к сессии.

     Алексей Гром, представлявший ОТЛК, говорил на сессии о проблеме перевозок контейнеров из Азии в Европу. Он отметил, что конечно же, перевозки по железной дороге дороже, чем морем, "но не в разы же, а только на 20%". И при этом, из Азии в Европу морем перевозится 23 млн. TEU, а по железной дороге- только 1 млн.
    Любопытным было выступление В.Сараева, который высказал следующее соображение: "Особенность железнодорожной отрасли такова, что обычный человек, "с улицы" не сможет отправить груз. Он вынужден быть профессионалом. И это плохо." Это важная мысль, уважаемые читатели, остановитесь на секунду и обдумайте её, даже, если она вам кажется неправильной. "Сервис по организации контейнерных перевозок сложный- продолжил он- И почти не возможно в чём-то не ошибиться. Поэтому мы должны взять на себя функцию упрощения этого процесса для клиента".
     Во время этой сессии участникам раздали пульты и они могли проголосовать, отвечая на вопросы модератора, выбрав какой из параметров больше всего сдерживает развитие транзита.

Фото 10. Результаты голосования

     Любопытной и интересной была сессия "PRO технику будущего: чем повезём грузы?" (модератор - Ю.З. Саакян). В сессии участвовали как грузоотправители, эксплуатирующие т.н. инновационные вагоны (вагоны с повышенной осевой нагрузкой), так и производители вагонов и представители РЖД.
     Пересказывать основные тезисы участников не буду, отмечу лишь любопытное выступление директора ИЭРТ Ф.С. Пехтерева.
      Он рассказывал о том, как различные комплексные решения позволяют, иногда увеличить пропускную и/или провозную способность участков, в том числе и без инвестиций в инфраструктуру, а за счёт различных изменений технологии. И привёл пример, участка, на котором было "узкое место". "Стали разбираться - говорит он - оказалось, что из-за удлинения плеча обращения локомотива, увеличился оборот локомотива и из-за этого возкик дефицит, нехватка локомотивной тяги в этом месте. В итоге, подкорректировали- добавили локомотивов и без развития инфраструктуры решили проблему исчерпания пропускных способностей".
     Кроме того, Пехтерев поспорил с выступившим ранее К.Липой о влиянии инновационных вагонов на путь. Он отметил: "Инновационные вагоны очень негативно действуют на путь" и сообщил, что для нормального развития этих перевозок требуются дополнительные расходы. Кроме того, Ф.С. Пехтерев заметил, что "Мы сегодня инвестируем в Восточный полигон - фактически это всё инвестиции в экспорт угля" И добавил, что по прогнозам ИЭРТ, сделанным совместно с разными иностранными консалтинговыми компаниями, "На ближайшие 15 лет - можно быть спокойным - спрос на уголь будет".

     Кроме того, на конференции была очень любопытный круглый стол, посвящённый маркетинговым исследованиям в сфере пассажирских перевозок (модератор- Алексей Харнас). И там выступала Марина Жегулина из Федеральной пассажирской компании, с блестящим докладом, из которого я узнал, что мы все под колпаком. Она рассказывала про новые инструменты маркетинга, которые будут реализованы уже в самом ближайшем будущем, и оказалось, что когда я оплачиваю покупку билета с банковской карточки, ФПК будет  видеть не только банк, но и то, какие ещё покупки я совершал с этой карты и, в зависимости от этих покупок, подбирать рекламу, которая будет работать именно под мои потребности, учитывая мои вкусы и предпочтения. На этом же круглом столе был очень интересный доклад д.э.н. А.Я. Бутыркина, посвящённый исследованию предпочтений пассажиров поездов дальнего следования. И, как и следовало ожидать, структура предпочтений у пассажиров поезда Ташкент-Новосибирск отличалась от структуры предпочтений поезда Минск-Москва.  Для пассажиров, следующих в поезде Ташкент-Ноосибирск цена играет существенно более важную роль, чем для пассажиров поезда Минск-Москва.


Фото 11

     В целом, должен отметить, что форум был довольно интересным и разнообразным. Хотя, мне, например, не хватило отдельной сессии, посвящённой проблемам операторов подвижного состава и отдельной сессии, посвящённой проблемам грузоотправителей и их взаимодействию с РЖД. Надеюсь, в будущем, подобные круглые столы будут добавлены в программу.

     Нас - группу экспертов, пишущих на темы железнодорожного транспорта, - пригласили на форум за счёт организаторов, поэтому, пользуясь случаем выражаю благодарность Департаменту корпоративных коммуникаций и пресс-службе РЖД за возможность посетить это мероприятие.

    Здесь так же был ещё один абзац с персональными благодарностями двум организаторам, которые организовывали наше поселение, перемещение и т.п. с высоким профессионализмом и неизменной доброжелательностью; но они попросили здесь их не упоминать и поэтому я, по их просьбе, удалил здесь их имена.

P.S. Внимательные коллеги из ОВК пишут мне, что цитируя Пехтерева я пропустил слово, что речь там шла не о влиянии на путь вообще, а на "путь на деревянных шпалах". (Можно посмотреть видео этой сессии). Да, Пехтерев упомянул слово "деревянные". Но, думаю, в данном случае это не принципиально, ведь исследования показали, что главной проблемой здесь является не верхнеестроение пути, а деформация самого земляного полотна под шпалами. Подробнее см. по ссылке (там, в конце, есть две ссылки на научные статьи по этому поводу представителей ВНИИЖТа и МИИТа).


  • 1
интересное "прочтение" ))

По анализу ФПКомпанией чужих покупок - как-то не верится. В видео-записи выступления Марины не услышал ничего такого https://youtu.be/NdDV1boxLQE?t=2287

Я пересмотрю видео. Но вот мы сидели втроём и все трое это услышали и даже начали обсуждать (Разумеется фразы "Мы все под колпаком" там не было, но было указание на то, что все транзакции с карты будут видны и, зная предыдущие покупки, можно это использовать в маркетинговой работе).

Да, судя по слайду , может сложиться впечатление о том, что ФПК получает такую информацию. Но, как я понял, речь шла о том, что ФПК хотел бы получать. Причем покупать ее нужно даже не у банков, а у платежных систем. И мне кажется, покупка такой информации либо незаконна, либо чудовищно дорога.

Да, там речь шла в будущем времени, что в ближайшее время такие инструменты будут использоваться.
Насчёт незаконно- я не знаю, я не юрист, и не изучал этот вопрос.
Но читал где-то в СМИ, что подобные механизмы в некоторых странах уже используются.
Даже была знаменитая история (описана многократно в СМИ, и даже этот пример приводят часто в лекциях по маркетингу), как магазин по покупкам какой-то юной девушки определил, что она беременна и начал присылать ей рекламу товаров для беременных. Отец этой девушки, который об этом не знал, был возмущён рекламой, присылаемой магазином и пощёл к ним жаловаться, они извинились; а спустя какое-то время узнал, что магазин был таки прав.
Этот сюжет обычно приводят в предисловиях рзных книг или лекций про Big Data.

ну, нам до таких "историй" еще очень далеко ))

https://habr.com/post/147284/

Фарид, спасибо за такой развернутый отзыв о форуме!

Очень полезно и интересно. Очень точно про Парага Ханну, и совершенно точно не хватало отдельной сессии, посвященной проблемам операторов!

Надеюсь, в следующем году снова увидимся на форуме)

Азалия, спасибо!

Edited at 2018-10-08 02:08 pm (UTC)

  • 1