f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Чего нужно ждать от Форума «PRO//Движение.1520»

     Сегодня на сайте журнала "Эксперт" опубликовали мою заметку "Чего нужно ждать от Форума «PRO//Движение.1520»?"

     Ниже дублирую полный текст заметки.

Фарид Хусаинов,
канд. экон. наук

                                      Чего нужно ждать от Форума «PRO//Движение.1520»?

     В октябре компания РЖД организовывает и проводит в Сочи большую отраслевую конференцию под названием «PRO//Движение.1520».
     Из названия видно, что с одной стороны организаторы хотели подчеркнуть сохранение традиций «старого» форума «Стратегическое партнерство 1520», наследником которого он является, но с другой- что это другой, новый форум с какими-то иными, более современными форматами мероприятий.
     Пока трудно ответить на вопрос – насколько форум будет интересен? Тем более, что различные части аудитории, возможно, ждут от мероприятия разного. Поставщики и потребители какой-то продукции ожидают встреч с контрагентами, грузоотправители и операторы- возможности задать руководству РЖД какие-то вопросы и услышать о том как дальше будет развиваться компания РЖД в тех или иных аспектах – от технологических, до нормативно-правовых.
     Для отраслевых экспертов, в том числе тех, кто занимается либо прикладной исследовательской деятельностью в разных сферах железнодорожного транспорта либо научно-исследовательской в рамках каких либо отраслевых think tanks наибольший интерес представляют даже не реализованные проекты, а то - какие идеи – технологические, управленческие, маркетинговые, регуляторно-правовые – обсуждаются как внутри монополии, так и «на стыке» между корпорацией РЖД и рынком. Как эти идеи изменят порядок и технологию взаимодействия РЖД с рынком (считая рынком не только грузоотправителей, но и регуляторов и общество).
     Вообще, форумы бывают двух типов.
     Первый – это когда приезжают первые лица компаний и министры правительства, жмут друг другу руки, звучат победные реляции об успехах, звучат лозунги о том, что «жить стало лучше, жить стало веселее». Интеллектуальное значение таких конференций равно нулю. Они не представляют никакой ценности ни интеллектуально, ни профессионально.
     Второй тип форумов – это организация круглых столов и сессий по проблемному принципу. Когда выбирается важная спорная тема, которая затрагивает множество участников (условно говоря – от РЖД до потребителей его услуг, от антимонопольного ведомства до органов надзора в сфере транспорта), которая требует совместного решения многих игроков и взаимоувязанных действий, и все участники с самыми разнообразными и зачастую полярно противоположными представлениями о добре и справедливости сходятся на одной сессии, за одним круглым столом, и пытаются совместно разобраться в проблеме и прийти к некоторому консенсусу (или – не прийти, такое тоже бывает).
     Хотелось бы, что бы форум был ближе ко второму типу, чем к первому.
     Тем более, что есть огромное количество тем и вопросов, которые волнуют общество, но на которые нет полноценного, однозначно понимаемого консенсусного ответа. Нужна ли ВСМ Москва-Казань? Должны ли железнодорожные тарифы поддерживать какие-то отрасли или они должны просто возмещать расходы перевозчика? Обречена ли Россия навсегда на монополию РЖД в перевозочной деятельности или появятся частные перевозчики? Должно ли антимонопольное ведомство вмешиваться в ценообразование на конкурентном рынке, если там, что-то, по мнению ведомства, пошло не так? И вообще- могут ли регуляторы решать – так или не так проходят процессы на свободном рынке? Должны ли грузоотправители оплачивать модернизацию вагоностроения или это всего лишь разновидность грабежа?
     Если бы мы жили в архаичном, феодальном обществе, то для ответа на эти вопросы достаточно было бы мнения регуляторов и приставленных к ним двух-трёх экспертов. И мнение общественности и/или рынка никого бы не волновало. Но – нравится нам это или нет – мы уже современное общество и такие вопросы необходимо решать консенсусом всех участников рынка.
     И предстоящий форум, надеюсь, будет способствовать настоящей отраслевой дискуссии и, возможно, станет детонатором положительных изменений в отрасли.
Tags: Заметки, Мои публикации
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments