f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Category:

Мой комментарий в журнале "РЖД-Партнёр", № 18 / 2018 г.

     В сентябрьском номере журнала "РЖД-Партнёр" (№18, 2018 г.) опубликована статья Виктории Зайцевой "Лучшее, наверно, впереди", посвящённая очередному квартальному исследованию "Индекс качества", которое ежеквартально делает журнал "РЖД-Партнёр" (Полное название исследования - "Исследование в сфере оценки потребителями качества услуг на рынке грузоперевозок железнодорожным транспортом за 2 квартал 2018 г.").Ранее я писал, здесь, в блоге заметку об этом исследовании за 2 квартал 2018 г- вот ссылка.
     В тексте статьи в "РЖД-Партнере", как обычно четыре комментария отраслевых экспертов - Д.А. Мачерета, Ю.И. Соколова, П.А. Иванкина и мой комментарий.
     Приведу свой комментарий здесь полностью (хотя он частично повторяет мою заметку, ссылку на которую я давал выше).

Фарид Хусаинов,
к. э. н.
– Показатель, характеризующий удовлетворенность сроками доставки, оказался самым провальным в отчете за II квартал 2018 года [имеется в виду снижение на 8 баллов - с 68 баллов во 2 кв. 2017 г. до 60 баллов во 2 кв.2018 г.; это самое большое снижение показателя к прошлому году; в самой статье есть график, где приведены эти быллы лишь "2 квартал к 1 кварталу", а там снижение не такое масштабное, но нет графика к аналогичному кварталу предыдущего года; в полном тексте исследования эти данные есть]. В связи с организацией чемпионата мира по футболу и запуском множества дополнительных пассажирских поездов, по оценкам участников рынка, в мае – июне резко упала скорость доставки грузов и выросло количество брошенных поездов, особенно на Северо-Кавказской, Октябрьской и Дальневосточной магистралях.
Вместе с тем здесь наблюдается любопытный парадокс: притом что грузоотправители массово говорят о снижении скорости доставки, особенно в июне 2018 года, формально этот показатель не просто вырос, а совершил аномальный скачок. Если в апреле и мае 2018 г. он составлял, по данным ОАО «РЖД», соответственно 356 и 342 км/сут., то в июне 2018 г. он вырос до 386 км/сут., что на 13% выше мая 2018 г. и на 9% выше июня предыдущего года.
Такое радикальное расхождение между тем, что видят участники рынка и тем, что показывают официальные статистические отчёты РЖД имеет объяснение. О причинах этого расхождения можно догадаться внимательно изучая распоряжения РЖД № 1764р и 2827р и сопоставляя статистику брошенных поездов с динамикой роста общей скорости доставки на фоне снижения участковой и технической скоростей. Подсказка для любознательных: если поезд при «бросании» отнесён на ответственность не РЖД, а грузополучателя (код 01) , то это – формально – уменьшает вагоночасы в знаменателе при расчёте скорости доставки. И она – формально – немного увеличивается. Разумеется, это увеличение происходит в отчётности, а не в реальности.
Еще одна проблема, которой нужно здесь коснуться, – это дефицит подвижного состава. В I полугодии вагонов закуплено больше, чем списано, поэтому дефицит должен постепенно уменьшаться. Общий парк вагонов, по данным ОАО «РЖД», вырос с 1070,2 тыс. ед. в июне 2017 года до 1089,99 тыс. ед. в июне 2018 г. (т.е. на 1,8%), а рабочий парк – с 917,1 тыс. ед. в июне 2017-го до 948,4 тыс. ед. в июне 2018 г. (на 3,4%).
Но масштабное списание вагонов в 2015–2016 гг. не проходит бесследно. До сих пор
грузоотправители массово отмечают нехватку подвижного состава.
Различные респонденты по-разному оценивают величину дефицита, в основном эти оценки находятся в диапазоне от 15 до 30% от потребности в обеспечении вагонами.
Пока парк грузовых вагонов составлял 1,2 млн ед., дефицита не ощущалось (за исключением отдельных узких сегментов). Как только парк достиг баланса – так грузоотправители хором заговорили о дефиците.
Результаты этих опросов свидетельствуют о важной особенности рынка: расчетные величины, полученные на основании каких-то утвержденных либо согласованных методик или моделей, имеют не очень много смысла на меняющемся рынке. И это важный аспект, на который необходимо обратить внимание регуляторов: слишком опасно пытаться регулировать то, что мы даже не можем корректно измерить.



P.S. Этот мой комментарий перепечатали на сайте СОЖТ.
Tags: Индекс качества, Мои публикации, Транспортный рынок, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments