?

Log in

No account? Create an account

f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Мой комментарий в журнале "РЖД-Партнёр", № 18 / 2018 г.
f_husainov
     В сентябрьском номере журнала "РЖД-Партнёр" (№18, 2018 г.) опубликована статья Виктории Зайцевой "Лучшее, наверно, впереди", посвящённая очередному квартальному исследованию "Индекс качества", которое ежеквартально делает журнал "РЖД-Партнёр" (Полное название исследования - "Исследование в сфере оценки потребителями качества услуг на рынке грузоперевозок железнодорожным транспортом за 2 квартал 2018 г.").Ранее я писал, здесь, в блоге заметку об этом исследовании за 2 квартал 2018 г- вот ссылка.
     В тексте статьи в "РЖД-Партнере", как обычно четыре комментария отраслевых экспертов - Д.А. Мачерета, Ю.И. Соколова, П.А. Иванкина и мой комментарий.
     Приведу свой комментарий здесь полностью (хотя он частично повторяет мою заметку, ссылку на которую я давал выше).

Фарид Хусаинов,
к. э. н.
– Показатель, характеризующий удовлетворенность сроками доставки, оказался самым провальным в отчете за II квартал 2018 года [имеется в виду снижение на 8 баллов - с 68 баллов во 2 кв. 2017 г. до 60 баллов во 2 кв.2018 г.; это самое большое снижение показателя к прошлому году; в самой статье есть график, где приведены эти быллы лишь "2 квартал к 1 кварталу", а там снижение не такое масштабное, но нет графика к аналогичному кварталу предыдущего года; в полном тексте исследования эти данные есть]. В связи с организацией чемпионата мира по футболу и запуском множества дополнительных пассажирских поездов, по оценкам участников рынка, в мае – июне резко упала скорость доставки грузов и выросло количество брошенных поездов, особенно на Северо-Кавказской, Октябрьской и Дальневосточной магистралях.
Вместе с тем здесь наблюдается любопытный парадокс: притом что грузоотправители массово говорят о снижении скорости доставки, особенно в июне 2018 года, формально этот показатель не просто вырос, а совершил аномальный скачок. Если в апреле и мае 2018 г. он составлял, по данным ОАО «РЖД», соответственно 356 и 342 км/сут., то в июне 2018 г. он вырос до 386 км/сут., что на 13% выше мая 2018 г. и на 9% выше июня предыдущего года.
Такое радикальное расхождение между тем, что видят участники рынка и тем, что показывают официальные статистические отчёты РЖД имеет объяснение. О причинах этого расхождения можно догадаться внимательно изучая распоряжения РЖД № 1764р и 2827р и сопоставляя статистику брошенных поездов с динамикой роста общей скорости доставки на фоне снижения участковой и технической скоростей. Подсказка для любознательных: если поезд при «бросании» отнесён на ответственность не РЖД, а грузополучателя (код 01) , то это – формально – уменьшает вагоночасы в знаменателе при расчёте скорости доставки. И она – формально – немного увеличивается. Разумеется, это увеличение происходит в отчётности, а не в реальности.
Еще одна проблема, которой нужно здесь коснуться, – это дефицит подвижного состава. В I полугодии вагонов закуплено больше, чем списано, поэтому дефицит должен постепенно уменьшаться. Общий парк вагонов, по данным ОАО «РЖД», вырос с 1070,2 тыс. ед. в июне 2017 года до 1089,99 тыс. ед. в июне 2018 г. (т.е. на 1,8%), а рабочий парк – с 917,1 тыс. ед. в июне 2017-го до 948,4 тыс. ед. в июне 2018 г. (на 3,4%).
Но масштабное списание вагонов в 2015–2016 гг. не проходит бесследно. До сих пор
грузоотправители массово отмечают нехватку подвижного состава.
Различные респонденты по-разному оценивают величину дефицита, в основном эти оценки находятся в диапазоне от 15 до 30% от потребности в обеспечении вагонами.
Пока парк грузовых вагонов составлял 1,2 млн ед., дефицита не ощущалось (за исключением отдельных узких сегментов). Как только парк достиг баланса – так грузоотправители хором заговорили о дефиците.
Результаты этих опросов свидетельствуют о важной особенности рынка: расчетные величины, полученные на основании каких-то утвержденных либо согласованных методик или моделей, имеют не очень много смысла на меняющемся рынке. И это важный аспект, на который необходимо обратить внимание регуляторов: слишком опасно пытаться регулировать то, что мы даже не можем корректно измерить.



P.S. Этот мой комментарий перепечатали на сайте СОЖТ.