f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Леонид Ляшенко "Империя в эпоху перемен"

     Недавно вышла новая книга известного историка Леонида Михайловича Ляшенко "Империя в эпоху перемен. Россия XIX века в событиях и лицах". Ляшенко известен читающей публике как автор ЖЗЛ-овских биографий Александра II и Александра I, книги "Революционные народники",  книг о декабристах и о Николае I, соавтор учебников по истории России.
     В новой книге собраны его статьи разных лет, посвящённые различным аспектам и различным деятелям истории России XIX века. В частности, героями статей, собранных в книге, являются Николай I, Н.Г. Чернышевский, Н.М. Карамзин, С.С. Уваров, Н.А. Милютин, К.Д. Кавелин, Савва Мамонтов и многие другие. Отдельный очерк посвящён главноуправляющему путями сообщения и публичными зданиями графу П.А. Клейнмихелю (очерк называется "Случайный железнодорожник").



     Большое внимание автор уделяет вопросам взаимоотношения власти и общества и проблемам реформ.
     В частности, он пишет: "Келейность, секретность обсуждений планов реформ, "верхушечность" их проведения в жизнь делали совершенно ненужным и даже вредным участие в этих процессах представителей общества. В результате для подданных замыслы Зимнего дворца представлялись непонятными бюрократическими "затейками", имеющими мало общего с интересами населения, а то и попросту опасными для этих интересов.(...) в диалоге с обществом монархическая власть видела не только умаление своего достоинства, но и опасность для самого общества, требующего перемен и в то же время внутренне не готового к ним. (...) Структурные, то есть многозначные реформы (а отмена крепостного права должна была стать именно таковой), удаются только тогда, когда в их необходимости уверена не только так называемая прогрессивная часть общества, но и большинство населения страны. А это чаще всего случается во время серьёзного политического, экономического или какого-либо иного кризиса...".
     Много внимания Ляшенко уделяет описанию функционирования николаевской "вертикали власти": "монархом больше всего ценились личная преданность и дисциплинированность, а не их профессионализм и инициативность".
     В статье о Клейнмихеле, там где речь идёт о строительстве железной дороги Петербург-Москва, автор приводит такую историю:
     "... когда один из иностранных послов спросил Николая I, во что обошлась дорога, тот ответил: "Об этом знают только двое: Бог и Клейнмихель". На самом деле на неё было израсходовано, по разным источникам, от 65 до 75 миллионов рублей, что оказалось чуть ли не втрое дороже по сравнению со строительством железных дорог в Западной Европе. Как грустно шутили работавшие на стройке инженеры, на эту сумму можно было протянуть рельсы до Чёрного моря. Какая часть отпущенных денег осела в карманах нашего героя и осела ли в них вообще, сказать трудно, но то, что злоупотребления на строительстве процветали, ни для кого секретом не являлось".

P.S. Самые продвинутые знатоки истории железных дорог, конечно напишут в комментариях, что на обложке изображён паровоз Л (народное название - "Лебедянка"), разработанный и сконструированный в 1945 году под руководством конструктора Л. С. Лебедянского и академика С. П. Сыромятникова, и выпускавшийся с 1945 по 1955 год, а следовательно, - никакого отношения к Российской империи не имеющий, но это, в данном случае не важно. Просто дизайнеры обложки нашли паровоз 1945 года, за проектирование которого, кстати, Лебедянский получил в 1947 г. Сталинскую премию, и нацепили на него герб в виде двуглавого орла. С кем не бывает. )
Tags: Заметки, История, Книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment