?

Log in

No account? Create an account

f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Леонид Ляшенко "Империя в эпоху перемен"
f_husainov
     Недавно вышла новая книга известного историка Леонида Михайловича Ляшенко "Империя в эпоху перемен. Россия XIX века в событиях и лицах". Ляшенко известен читающей публике как автор ЖЗЛ-овских биографий Александра II и Александра I, книги "Революционные народники",  книг о декабристах и о Николае I, соавтор учебников по истории России.
     В новой книге собраны его статьи разных лет, посвящённые различным аспектам и различным деятелям истории России XIX века. В частности, героями статей, собранных в книге, являются Николай I, Н.Г. Чернышевский, Н.М. Карамзин, С.С. Уваров, Н.А. Милютин, К.Д. Кавелин, Савва Мамонтов и многие другие. Отдельный очерк посвящён главноуправляющему путями сообщения и публичными зданиями графу П.А. Клейнмихелю (очерк называется "Случайный железнодорожник").



     Большое внимание автор уделяет вопросам взаимоотношения власти и общества и проблемам реформ.
     В частности, он пишет: "Келейность, секретность обсуждений планов реформ, "верхушечность" их проведения в жизнь делали совершенно ненужным и даже вредным участие в этих процессах представителей общества. В результате для подданных замыслы Зимнего дворца представлялись непонятными бюрократическими "затейками", имеющими мало общего с интересами населения, а то и попросту опасными для этих интересов.(...) в диалоге с обществом монархическая власть видела не только умаление своего достоинства, но и опасность для самого общества, требующего перемен и в то же время внутренне не готового к ним. (...) Структурные, то есть многозначные реформы (а отмена крепостного права должна была стать именно таковой), удаются только тогда, когда в их необходимости уверена не только так называемая прогрессивная часть общества, но и большинство населения страны. А это чаще всего случается во время серьёзного политического, экономического или какого-либо иного кризиса...".
     Много внимания Ляшенко уделяет описанию функционирования николаевской "вертикали власти": "монархом больше всего ценились личная преданность и дисциплинированность, а не их профессионализм и инициативность".
     В статье о Клейнмихеле, там где речь идёт о строительстве железной дороги Петербург-Москва, автор приводит такую историю:
     "... когда один из иностранных послов спросил Николая I, во что обошлась дорога, тот ответил: "Об этом знают только двое: Бог и Клейнмихель". На самом деле на неё было израсходовано, по разным источникам, от 65 до 75 миллионов рублей, что оказалось чуть ли не втрое дороже по сравнению со строительством железных дорог в Западной Европе. Как грустно шутили работавшие на стройке инженеры, на эту сумму можно было протянуть рельсы до Чёрного моря. Какая часть отпущенных денег осела в карманах нашего героя и осела ли в них вообще, сказать трудно, но то, что злоупотребления на строительстве процветали, ни для кого секретом не являлось".

P.S. Самые продвинутые знатоки истории железных дорог, конечно напишут в комментариях, что на обложке изображён паровоз Л (народное название - "Лебедянка"), разработанный и сконструированный в 1945 году под руководством конструктора Л. С. Лебедянского и академика С. П. Сыромятникова, и выпускавшийся с 1945 по 1955 год, а следовательно, - никакого отношения к Российской империи не имеющий, но это, в данном случае не важно. Просто дизайнеры обложки нашли паровоз 1945 года, за проектирование которого, кстати, Лебедянский получил в 1947 г. Сталинскую премию, и нацепили на него герб в виде двуглавого орла. С кем не бывает. )

  • 1
Эхехе. Будто ельцинские и путинские правительства пускали в процессы принятия решения ширнармассы. Не говоря уж о коммунистических правительствах.

  • 1