?

Log in

No account? Create an account

f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Говорим "минус", подразумеваем - "плюс"
f_husainov
     В журнале "РСП-Эксперт" (№6, за 2018 год) опубликован очередной очерк Андрея Ипполитовича Гурьева "Говорим минус, подразумеваем - плюс" из цикла о современной истории "РЖД". С любезного разрешения автора, публикую этот очерк здесь, в блоге: полный текст в PDF доступен по ссылке.

     А для затравки, одна цитата из очерка:
     "(...)В итоге вложения налогоплательщиков в железнодорожный транспорт России от минимальной, по сути, нулевой суммы в начале 2000-х годов выросли до 153 млрд рублей в 2012 году с некоторым снижением в кризисном 2014 году до 112 млрд. При этом в 2014–2015 годах ОАО «РЖД» стало запрашивать в своих проектах Финансового плана субси-дии не только в качестве компенсации убыточных пассажирских перевозок или на крупные стройки, но и, как значилось в документах, на «поддержание финансовой устойчивости», то есть просто так, за неспособность работать эффективно. Например, на 2016 год Якунин изначально запросил ни много ни мало 140 млрд рублей бюджетных субсидий при повышении тарифа на 7,5%.
     В целом же за годы своего существования ФСТ проявила себя как орган весьма архаичный, ратующий за консервацию затратных методов ценообразования. Между тем радикальное падение цен в либерализированных секторах железнодорожной отрасли наряду с неуклонным ростом тарифов в монопольном массиве демонстрировали преимуще-ства одного экономического строя над другим лучше всяких пропагандистских компаний. И в этой связи было ясно, что Тарифная служба откровенно солидаризировалась с естественными монополиями в их худших устремлениях, и эта нерушимая дружба наконец превысила терпение правительства и самого Президента.
     21 июня ликвидировали ФСТ, а 20 августа был отправлен в отставку и Владимир Якунин, ставший к этому времени без преувеличения главным поборником монополизма в России. Любопытно, что он начал уже просто шантажировать руководство страны то показом убытков в 2014 году в ответ на попытки умерить тарифные аппетиты «РЖД», то намеками на свой уход в случае отказа от политики дальнейшего субсидирования компании.
     (...) К тому же, как водится, при смене руководства в первое время любая критика автоматически бывает отнесена к прежнему начальнику, поэтому в какой-то период Артемьев мог и бичевать «РЖД», и не обижать этим пока еще ни в чем не повинного Белозерова.
     (...) Вскоре глава ФАС опубликовал в газете «Ведомости» статью под заго-ловком «Конец эры „национальных чемпионов”», в которой написал, что разбираться в тарифах монополий в ведомстве начали с изучения закупочной политики и обнаружили, что цены здесь сплошь и рядом завышенные по сравнению с рыночными и действует «принцип неделимости отката». Поэтому метод регулирования тарифов в соответствии с себестоимостью – сам по себе порочен. (...)  Мы имеем раскормленных, ленивых, со-вершенно неэнергичных наших „на-циональных чемпионов”. Их нужно подбодрить», – ставил задачу глава ФАС.
"